Уравнение со многими неизвестными. Плюсы и минусы бюджета-2017
Ключевым фактором, который повлиял на изменение показателей Государственного бюджета в сравнении с первым чтением, стало повышение с 1 января 2017 года минимальной заработной платы до 3200 грн.
Однако эта опция имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Позитивным в доработанном варианте проекта бюджета является запланированный рост части расходов для развития - с 7,91 до 8,18%.
В частности, увеличены расходы на реставрацию Мариинского дворца (+100 млн грн - до 200 млн грн), расходы для обеспечения осуществления правосудия местными, апелляционными и высшими специализированными судами (+123 млн грн), расходы на приобретение пожарной и другой специализированной техники отечественного производства (+200 млн грн - до 600,8 млн грн).
Читайте также: Эффект 3 200. Пять вопросов к Кабмину о повышении зарплат
Также правительство увеличило медицинскую субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение ангиографического оборудования (150 млн грн), возросли расходы по бюджетной программе Поддержка в безопасном состоянии энергоблоков и объекта Укрытие и мероприятия по подготовке к выводу из эксплуатации Чернобыльской АЭС (898,3 млн грн, которые в предыдущем варианте бюджета учитывались как расходы потребления).
Добавлены также средства на развитие Государственной фискальной службы (+300 млн грн), выделены средства для субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий (+1000 млн грн).
Кроме того, расходы на достройку метрополитена в г. Днепре выросли на 108,1 млн грн, на строительство мостового перехода в г. Запорожье - на 250 млн грн и развитие автомобильной дороги Р-52 Днепр - Царичанка - Кобеляки - Решетиловка - на 350 млн грн.
Несмотря на внесенные при подготовке ко второму чтению изменения, в проекте Госбюджета кроются и рискованные позиции.
В частности, есть вопросы к ожидаемой сумме поступлений от приватизации. В проекте бюджета-2017, доработанного ко второму чтению, показатель поступлений от приватизации оставлен на уровне 17,1 млрд грн. Однако можно прогнозировать низкую вероятность этих поступлений - по результатам хронического недовыполнения этого показателя (из 17,1 млрд грн, запланированных в 2016 году, реальные поступления за 9 месяцев составили лишь 72,9 млн грн, в 2015 году - соответственно 151,5 млн грн из 17 млрд грн, в 2014 году - 0,5 млрд грн из 17 млрд грн, и в 2013 году - 1,5 млрд грн из 10,9 млрд грн). Поступления от приватизации наряду с государственными займами являются одним из источников финансирования дефицита бюджета. К сожалению, в последние годы в случае недовыполнения планов по приватизации дополнительно выпускаются государственные ценные бумаги, что автоматически обеспечивает рост государственного долга.
Не секрет, что рост государственного и гарантированного государством долга - скорее минус, чем плюс. Согласно расчетам, заложенным в проект бюджета-2017, расчетный объем государственного долга достигнет 1716,63 млрд грн и будет составлять 66,4% от ВВП. Гарантированный государством долг, учтенный в национальной валюте, достигнет 579,37 млрд грн. Государственный и гарантированный государством долг будет составлять 88,8% от ВВП (в 2015 году этот показатель был 79,4% ВВП). При этом сохраняется практика выпуска государственных ценных бумаг в обмен на векселя Фонда гарантирования вкладов физических лиц и акции банков - без определения конкретной суммы. Таким образом, с одной стороны, государство, декларируя соблюдение "эффективного" показателя дефицита государственного бюджета на достаточно приемлемом уровне (3% ВВП), ограничивает показатели государственного и гарантированного государством долга, а с другой - продолжает применять практику формирования "скрытого" дефицита государственного бюджета и практически непрогнозируемого роста государственного долга.
Читайте также: Затронет ли борьба Европы с офшорами украинский бизнес
Финансирование программ за счет поступлений от спецконфискации - третий негативный фактор. В доработанном ко второму чтению проекте Госбюджета остаются нормы поступлений от спецконфискации в 10,5 млрд грн. Но из-за недостаточного законодательного урегулирования процедур спецконфискаций вероятность получения соответствующих средств является невысокой, а следовательно, и вышеуказанные поступления оказываются под существенным риском недофинансирования.
В этой ситуации правительству стоит сделать ряд шагов, которые продемонстрировали бы понимание и готовность к компенсации рисков, которые сформировались в бюджетной сфере.
Во-первых, нужно принять меры по дерегуляции, которые компенсировали бы рост фискальной нагрузки на мелкий бизнес (через удваивание единого налога на упрощенку первой и второй групп и увеличение ЕСВ) снижением их транзакционных расходов и распространением бизнес-сервисов.
Во-вторых, обеспечить развитие рынка труда и упрощение трудоустройства сотрудников, которые увольняются (например, с использованием дополнительного ресурса местных бюджетов).
В-третьих, сделать шаги по предотвращению инфляции, в первую очередь на рынках социально значимых товаров. Правительству необходимо перетянуть на себя львиную долю антиинфляционного влияния, чтобы уберечь Нацбанк от сокрушительных ограничений денежного предложения.
В-четвертых, упростить доступ к длинному инвестиционному ресурсу, который позволит бизнесу перейти к модели "дорогой" рабочей силы, базирующейся на высоких уровнях фондооснащенности и производительности труда.
В-пятых, перепрограммировать поступления от приватизации, что предусматривает возможное уменьшение ожидаемой суммы, а также создание комплексных программных мероприятий по подготовке и осуществлению приватизации объектов в 2017 году.
И наконец, утвердить Стратегию управления государственным долгом (что должно утверждаться и пересматриваться ежегодно) и прекратить практику непрогнозируемого роста государственного долга.
Читайте также: Налоги бывают разные. Применимы ли правила BEPS в Украине
С правительства также никто не снимал задачу активной реализации реформ в общественно значимых сферах, которые должны внедрить механизмы целевого и эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов как в потреблении, так и в развитии. В частности - в сферах образования, культуры и здравоохранения, расходов на безопасность и оборону, административных расходов, распределения государственной финансовой помощи, осуществления бюджетных расходов на развитие.
Анатолий Максюта, бывший и.о. министра экономического развития и торговли, глава правления Института общественно-экономических исследований