Теория контрактов. За что дали Нобелевскую премию по экономике
Учреждая премию своего имени, Альфред Нобель не планировал, что она может достаться экономистам. Вместо него в 1969 году это сделал Шведский национальный банк. Ежегодное объявление лауреатов премии привлекает внимание ученых всего мира к той или иной экономической проблематике.
Хотя работы выдающихся экономистов порой звучат сложно и непонятно, они непосредственно влияют на нашу жизнь. Все, что мы видим вокруг и принимаем как данность, - мосты, дороги, деньги, платежи, оформление договоров, отношения собственности, законодательство и много другое, - сформировалось под влиянием тех или иных фундаментальных идей. Мы потребляем их конечные плоды и продолжаем с непониманием относиться к тем, кто их генерирует. Но эти идеи и формируют фундамент мироустройства. Мы часто относимся к нему как потребители, забывая заглянуть в его сердцевину.
"Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда они ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого", - сказал когда-то выдающийся экономист ХХ века Джон Мейнард Кейнс.
И вот 10 октября 2016 года мир услышал о двух людях, чьи имена теперь золотыми буквами впишут в историю развития экономической мысли. Британец Оливер Харт и финн Бенгт Хольмстрем были удостоены высшей экономической награды за вклад в развитие теории контрактов.
Что за теория контрактов и зачем она нам? Под контрактами подразумеваются не только договоры и нотариально заверенные контракты, но и многогранный мир человеческих взаимоотношений в части, где речь идет об имуществе, вознаграждении, мотивации к работе и других экономических вопросах.
Экономистов давно волнует так называемая проблема "принципал - агент". Ведь лишь теоретически все хотят блага для компании, в которой работают, а на самом деле зачастую люди преследуют свои личные интересы. Принципал - тот, кто заинтересован в результате, агент - тот, от кого этот результат непосредственно зависит. Например, вы делаете ремонт в квартире, нанимая для этого работников. Вы - принципал, вам потом жить здесь. Работник - агент, он должен обеспечить результат за договорную плату. Но его интересы могут заключаться в том, чтобы минимальными усилиями получить свою плату, а это не устраивает вас. Как сблизить цели?
Именно подобной проблематикой глобально занимался Бенгт Хольмстрем. Его интересовали отношения собственника бизнеса и топ-менеджмента, сотрудников внутри компании, изменение поведения после страхования имущества и другие подобные вопросы. Очень часто они сводились к мотивации человека и его поведенческим реакциям. Как повлиять на качество работы человека, который делает ремонт в вашей квартире? Отложить большую часть оплаты на конец работы? Пообещать премию по истечению некоторого времени после ремонта? Пообещать рекламную кампанию в виде рекомендаций в случае хорошего результата? Как вообще получить результат "выше среднего"?
Оливер Харт в свою очередь изучал неполноту контрактов. Мы не можем описать в договоре все ситуации. Тем более, будущее непредсказуемо. Что делать, если что-то пошло не так, как мы оговаривали? Важно понять, кто и на основании чего будет иметь право принимать решения в случае внештатной ситуации. По сути, наделение этим правом эквивалентно возможности выполнения функции собственника. В то же время собственник наделяет на практике своими полномочиями то или иное лицо, давая контроль над бизнесом и принятием ключевых решений. Как выйти из ситуации с максимальным выигрышем для всех сторон? Что записывать в контракт, а что решать по ситуации? Как собственнику чего бы то ни было - предприятия, имущества, других активов - защитить свои права?
Нынешние нобелевские лауреаты начали работать над этими идеями еще в 70-80-х годах прошлого века. Благодаря их исследованиям мир стал другим: на Западе получила распространение практика так называемых опционов (будущее владение частью компании) для топ-менеджеров, отношения внутри компании стали строиться по принципу win-win (выиграл ты - выиграл я), компании стали более открытыми во избежание излишней асимметричности информации между заинтересованными в их деятельности лицами, нематериальные аспекты мотивации людей стали превалировать над сугубо материальным вознаграждением. И вот десятки лет спустя награда нашла героев. С Нобелевской премией такое случается часто - выдающимся идеям дают возможность пройти проверку временем.
У экономистов будущего все еще остается много работы - наш мир по-прежнему неидеален и ведет себя зачастую не так, как ему предписывают светлые головы нобелевских лауреатов. Экономика меняет свои закономерности вместе с изменениями, которые происходят в людях. А ведь экономика - это о нас, о людях, она - наша производная: сложная, таинственная и обещающая новые открытия.
Алексей Геращенко, экономист,
преподаватель Киево-Могилянской Бизнес-Школы