Правила возврата: как конфисковать имущество коррупционеров
В четверг, 8 октября, Верховная Рада приняла сразу три законопроекта, призванных усилить борьбу с коррупцией и облегчить возврат государству активов коррумпированных чиновников - 2540а, 2541а, 3040. Все три документа входили в перечень законов, необходимых для визовой либерализации с ЕС. Вопреки расхожему мнению, они не позволяют автоматически и мгновенно отбирать имущество прежних и нынешних коррупционеров - они лишь упорядочивают процедуру конфискации и упрощают поиск и возврат активов правонарушителей. Что именно изменилось и почему это так важно, ЛІГА.net рассказала исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
Прежде всего стоит отметить, что принятые изменения касаются не столько конфискации, сколько процедуры ареста активов лиц, подозреваемых в коррупции. В действующем законодательстве прописан достаточно громоздкий и сложный процесс ареста и конфискации имущества коррупционеров. Арестовать можно только деньги, движимое и недвижимое имущество подозреваемых и обвиняемых. То есть до наложения ареста нужно или вынести подозрение, или уже предъявить обвинения. А сбор доказательств и их обоснование связаны с множеством бюрократических и процедурных проволочек, требующих немало времени. Поэтому часто коррупционеры и другие правонарушители успевали или переписать активы на других лиц, или вывести их из-под украинской юрисдикции. А по нынешним законам арестовать имущество третьих лиц, пусть даже очевидно, что они не могли заработать на него, нельзя: ведь они не являются ни подозреваемыми, ни, тем более, обвиняемыми.
Читайте также: Что мешает вернуть в Украину деньги Януковича и Ко
Принятый пакет законопроектов облегчает работу правоохранителям. Прежде всего, теперь арестовывать имущество подозреваемых в коррупции чиновников можно на ранних стадиях следствия, еще до объявления подозрения или предъявления обвинения. Таким образом, нарушители лишаются возможности скрыть активы или избавиться от них.
Второе важное изменение: у следователей появляется возможность арестовать не только имущество, записанное непосредственно на подозреваемого, но и активы связанных с ним лиц. Разумеется, если есть подозрение, что эти активы добыты незаконным путем. То есть чиновник теперь не сможет отговариваться, что сам он ничем не владеет, а квартиру-машину-дачу-дом купила жена, брат, мама или другой родственник. При этом арестовывать можно не только сами активы, но и получаемые от них доходы, что также немаловажно. Отдельно уточню, что есть два типа ареста: с правом пользования арестованным имуществом (то есть, условно говоря, можно продолжать ездить на машине или жить в квартире, но нельзя ее продать, заложить, подарить и т.д.), и без права пользования (то есть актив замораживается). Само собой, арестованными деньгами пользоваться не получится.
Инициирует арест следователь и прокурор, а решение, как и сейчас, принимает суд. Собственнику имущества сообщается о наложении ареста, и он имеет право опротестовать такое решение суда. В суде для наложения ареста на активы прокурор должен предоставить доказательства связи имущества с преступлением, точнее его преступное происхождение. К примеру, если прокурор предъявляет в суд показания свидетелей/потерпевших, как высокопоставленный чиновник за взятки купил две загородные виллы, три машины премиум-класса и 10 гектаров земли под Киевом и представит, что официальные доходы чиновника не могут позволить такие траты, суд имеет достаточно доказательств наложить арест - даже если эти активы записаны на жену/тещу, но де-факто чиновник ими пользуется. Чиновник сможет оспорить арест, но ему придется доказать обратное - что активы имеют законное происхождение. Не сможет - активы остаются под арестом до завершения досудебного следствия, рассмотрения дела в рамках судебного следствия, где суд в приговоре (если приговор обвинительный) решает конфисковать активы.
Сама процедура конфискации фактически не изменилась: как и раньше, решение об этом принимает суд после окончания следствия и рассмотрения дела. Поэтому не стоит говорить, что прямо сейчас в украинскую казну вернутся все арестованные миллиарды Януковича, Пшонки, Ставицкого и их подельников.
Но если Генпрокуратура не прекратит саботировать расследование преступлений деятелей режима Януковича, то никакие законопроекты не помогут. Правда, с принятием правительственного пакета законов о возвращении активов, генпрокурор теряет последние аргументы, почему дела не расследуются и активы не конфискуются - так как все законодательные дыры, которые мешают арестовывать и конфисковывать активы, будут закрыты.
Читайте также: В чем трудности с выбором антикоррупционного прокурора
Кстати, в Раде, помимо принятых в первом чтении законопроектов, находился еще и законопроект №3025, представленный рядом депутатов и разработанный в недрах Генпрокуратуры, а потом обновленный Еленой Тищенко. И вот он действительно кардинальным образом менял всю процедуру конфискации. Если кратко, то он предоставлял право конфисковывать активы по весьма загадочной процедуре, полностью не соответствующей Уголовному, Уголовно-процессуальному кодексам, Конституции Украины и принципам международного права. Характерно, что принятие этого проекта поддерживал генпрокурор Виктор Шокин. Очевидно, он понял, что общество уже требует не слов, а дел.
Поскольку похвастаться успехами он не может, приходится лихорадочно искать возможность продемонстрировать хоть что-то, и неважно, что для этого придется нарушать фундаментальные принципы права. К счастью, данная инициатива не прошла, а были проголосованы разработанные правительством законопроекты, которые дадут дополнительные возможности по возвращению преступных активов в бюджет. Если будет желание их использовать.