Новая концепция госзакупок: кто дешевле тот и прав
Основные схемы разворовывания госбюджета работают в системе госзакупок. Они строятся на том, что товары и услуги покупаются по завышенным ценам за откат чиновнику; на том, что условия тендеров выписываются под определенного покупателя; на том, что определение победителя оставляется на откуп чиновнику - взяточнику. И кажется, что решить эту проблему невозможно. Но хорошо, что мы живем в ХХI веке.
Уже более трех месяцев я общаюсь с грузинскими экспертами, которые консультируют украинское правительство, парламент и городские администрации по двум ключевым вопросам: реформа административных услуг и госзакупки. И когда они говорили, что система госзакупок в Украине будет лучше, чем в Грузии, я очень в этом сомневался.
Нормальная закупка
В Грузии система работает полностью в электронном виде. Существует база данных, компьютерный код, алгоритм и электронная площадка, где можно подать заявку на участие в тендере. Для этого любой желающий, в какой бы точке мира он ни находился и резидентом какой страны он ни был, ему нужно прочитать, как участвовать в тендере здесь, а затем зайти на сайт госзакупок , зарегистрироваться, выбрать категорию товаров и услуг, оставить о себе необходимую информацию.
Как только начинается аукцион, все видят всех участников, которые на єтом этапе анонимны и имеют лишь номера. Можно видеть все ценовые предложения. Аукцион заканчивается тогда, когда появится самое дешевое предложение. Это так называемый реверсивный аукцион. В случае, если кто-то обнаружит неточности, манипуляции или другие нарушения, он может пожаловаться и оспорить итоги торгов. Но электронная система основана на числах, поэтому тот, кто предложил товар за 1 лари никак не может проиграть тому, кто предложил тот же товар, но за 50 лари.
Такая система позволяет добиваться трех целей: снижается коррупция, государство экономит деньги и развивается конкуренция. В Украине все не так. У нас до сих пор закупки осуществляются в бумажной форме, а потому отследить итоги торгов почти никто не может. И коррупция здесь цветет, и чиновники разбрасываются деньгами налогоплательщиков. Что грузины придумали для нас?
Украинская мечта
Один из грузинских экспертов, Давид Кизирия, предложил Ассоциации IT-компаний Украины написать код новой торговой площадки. Открытый код. Они - айтишники, которые сами заинтересованы в новой системе - согласились сделать это за три-четыре месяца. Затем будет создана база данных и общая электронная система для госзакупок, а открытый код может быть использован любой частной компанией, которая пожелает создать свой интерфейс, сайт и организовывать торги.
Государство будет брать скромную плату за доступ к базе данных торгов для этих частных компаний, скажем, $100, а сами компании за доступ к торгам будут брать с клиентов, скажем, $5-10. К тому же они могут предоставлять дополнительный сервис в виде консультаций или размещать рекламу. Кроме того, они будут рекламировать свои услуги и, как следствие, сами госзакупки. Так возникнет конкуренция. И, что важно, на какой бы площадке вы ни участвовали в тендере, все торги едины. И, как и в Грузии, все видят все: и ценовые предложения, и победителя после окончания торгов, и, что важно - текст контракта.
Заместитель главы администрации президентаДмитрий Шимкив, сам в недавнем прошлом айтишник, возглавлявший украинский офис Microsoft, признает, что перевести все закупки в электронный вид сейчас тяжело - нужно поменять массу законов, подзаконных актов при тотальном сопротивлении чиновничества и Верховной Рады, которая на три четверти состоит из тех, кто пилил бюджетные деньги на госзакупках. Но есть закупки, которые не подпадают под действие закона "О госзакупках" и традиционный тендер по ним не нужен. Их как раз и можно проводить по упрощенной процедуре в электронном виде. Для этого, правда, у закупщика должен быть интерес купить что-то подешевле. И реверсивный аукцион - лучший способ добиться этого.
Ксения Ляпина, народный депутат, совместно с грузинским экспертами разработала проект закона об изменениях в закон о госзакупках. Их общий смысл сводится к тому, что в электронном виде можно проводить вообще все госзакупки. Если честно, желательно, чтобы это стало обязательным условием, потому что их внедрение автоматически снижает, по оценке грузинских реформаторов, расходы бюджета на 10%. В украинских условиях это даст ежедневную экономию в $10 млн, ( в год Украина тратит на госзакупки $30-40 млрд). Это почти три четверти украинского бюджета. И чуть ли не впервые, соавтором проекта закона, опубликованном на сайте Верховной Рады является иностранец - бывший глава Агентства госзакупок Грузии Тато Урджумелашвили
Разговор о наболевшем
Во время круглого стола, посвященного теме электронных реверсивных аукционов, который состоялся 9 сентября в Укринформе, возникли две темы, которые очень интересует наш бизнес - электронная подпись и квалификационные требования к участникам торгов. Ляпина уже давно настаивает, и грузины ей вторят, что электронная подпись является лишь одним из идентификаторов, но не основным и не обязательным, в конце концов, идентифицировать можно и по кредитной карте, и по IP. Если же идентифицировать участника вообще нельзя, то его предложение попросту будет отвергнуто, и система выберет следующего желающего что-то продать государству. А что касается квалификации, то и здесь принцип тот же - победителем считается тот, кто предложит низшую цену, после чего он предоставляет свою документацию, и в случае, если его квалификация не отвечает условиям конкурса, его место займет тот, кто сделал второе ценовое предложение. В любом случае нет никакого смысла участвовать в торгах для того, кто не намерен выиграть.
На внедрение своей системы грузинам понадобилось полгода. Шимкив, "как инженер по образованию", считает, что и в Украине это возможно.
Правда, в Украине еще не факт, что после победы в тендере и даже после полной поставки товаров и услуг государство родное правительство рассчитается. Но это отдельная тема и отдельная реформа.
Как сказал бывший замминистра юстиции Грузии Гиоргий Вашадзе, Украине крайне важен новый символ страны, и таким символом вполне может стать победившая в тендере маленькая, неприметная, но честная фирма.