Главный урок Сирии
Диктатуры, конечно, могут выглядеть "крепкими", "эффективными", "быстрыми на реакцию" и это все. Но когда они падают, это происходит по принципу карточного дома и практически мгновенно.
Правда, даже когда все предпосылки уже сложились, конкретное время и повод ты не можешь прогнозировать, каким бы крутым аналитиком ни был.
Монументальному (действительно монументальному, с точки зрения диктатур) Советскому Союзу пришлось в муках умирать несколько лет, но после ГКЧП все произошло фактически за три-четыре месяца. И не спасли уже ни выход из Афганистана, ни западные кредиты, которые СССР активно получал, ни демократизация. Пациент уже был необратимо безнадежно болен.
Путинская Россия сейчас – такой же больной пациент, с перегретой экономикой, с аморфным большинством, с озлобленным на все (и власть, и Украину, и Запад, и мир, и на мигрантов, и на сограждан) воинствующим меньшинством (действительно воинственным и действительно меньшинством), с элитами, привыкшими кормиться с ресурсной ренты, со стареющим диктатором, все больше напоминающим Наполеона ІІІ, который тоже собирал одни за другими внешние провалы и неудачи.
Вопрос только в случае Х, который запустит цепную реакцию. Нам бы лучше, чтобы побыстрее. Но будь что будет. Хотя в любом случае это произойдет. И даже если "благодаря" Трампу война в Украине будет заморожена, Путина и его систему уже ничего не спасет.
Вопрос только тайминга и формы. Сможет ли Россия отделаться легким испугом (при котором, конечно, придется отказываться от имперского наследия, но сохраниться как своеобразная евразийская Канада), или придется скатываться в войну варлордов, системный многолетний кризис, потерю действительно конституционных территорий и пр.
Надеюсь, мы в тот момент уже будем заниматься преимущественно восстановлением, экономикой и интеграцией в ЕС. А там все будет пылать под нашим ироническим взглядом.
Вторая половина 20-х обещает быть весьма интересной.