Неопределенность как новая норма. Какие экстренные протоколы стали повесткой дня Нацбанка
Год назад в этом зале перед почтенной публикой на Летнем собрании Central Banking, получая награду Национального банка Украины как лучшего центробанка года, я рассказывал о том экзистенциальном бое, который приняла Украина. О первых антикризисных решениях Национального банка, которые можно сравнить, наверное, с работой военного медика. Тактическая медицина требует в случае тяжелого ранения любой ценой и как можно быстрее остановить кровотечение, потому что оно убивает, даже если для этого приходится наглухо пережать поврежденные сосуды "турникетом". В мирных условиях это выглядит преступлением... Однако в чрезвычайных условиях – это спасение. Пусть и на ограниченное время…
В 2022 году, когда в один момент страна потеряла треть ВВП, 20% территорий были оккупированы, а миграция (внутренняя и внешняя) достигла немыслимых 16 млн человек, экономика и финансовый сектор нуждались от Национального банка такого "турникета".
Им стал пакет антикризисных мер. Он был наработан заблаговременно и оперативно калиброван в соответствии с масштабом вызовов. Национальный банк хорошо выполнил "домашнее задание" после кризиса 2014-2015 годов. В это время Россия оккупировала Крым. С тех пор центробанк существенно усилился институционально, а банковский сектор прошел реформирование, которое укрепило его.