Другой президент: 25 мая 2014-го победил соперник Петра Порошенко
"Рівно рік тому Петро Порошенко став Президентом. Поза сумнівами, це була помилка українського народу. Найбільша помилка з Революції гідності", - написал в своем Facebook-аккаунте народный депутат Олег Ляшко несколько дней назад.
Давайте предположим, что Ляшко прав и у народа Украины появилась возможность вернуться на год назад и сделать другой, более правильный выбор. Каким бы могло быть государство Украина и жизнь в этой стране, если бы победил другой кандидат?
- Допустим, что победу одержала Юлия Тимошенко (год назад она заняла второе место, набрав около 13% голосов)
Пенсионеры счастливы - цены на газ и электричество не повышаются, в магазинах появился недорогой социальный хлеб, крупы, молоко и яйца. Правда, дешевое электричество подается с перебоями, а за социальными продуктами выстраиваются огромные очереди - на всех не хватает.
Население помоложе не так счастливо. В мае 2015-го инфляция исчисляется сотнями процентов, банковская система уже месяца три как в полном коллапсе, официальный курс доллара около 11 грн, но курс черного рынка - больше 100, в стране самоввелась двухвалютность - большая часть бизнеса окончательно ушла в тень и рассчитывается наличными долларами.
Это результат финансовой катастрофы, разразившейся в январе - феврале 2015-го. Что к ней привело? Став президентом, Тимошенко засучив рукава принялась строить справедливое социальное государство - индексировать пенсии, повышать зарплаты, выплачивать пособия и раздавать льготы. МВФ не оценил такой экономической политики. И если в 2009-м руководство фонда поверило обещаниям Тимошенко провести непопулярные реформы, то в 2014-м вместо обещаний потребовало конкретных дел. В итоге никаких $10 млрд Украина в прошлом году не получила и очень быстро перестала обслуживать внешние кредиты. Хаотичный дефолт привел к аресту украинского имущества за границей (это неприятно, но не катастрофично - имущества немного). Хуже, что на счетах государственного Укрэксимбанка зависли бы миллиарды долларов украинского бизнеса.
Бюджет 2014-го кое-как выполнили, включив на полную печатный станок. И если правительство Яценюка напечатало в итоге почти 200 млрд, то при президенте Тимошенко, скорее всего, пришлось бы допечатать еще несколько десятков миллиардов, так как она, по всей вероятности, была бы против непопулярных шагов - введения военного сбора, налога на депозиты, повышения акциза и т.д. Без контроля МВФ бюджет-2015 сверстали еще более нереалистичный, чем сегодняшний (это трудно, но возможно), и в итоге уже в первые месяцы 2015-го деньги кончились. Совсем кончились. Эмиссионное финансирование привело к срыву в галопирующую инфляцию. Привет, 1993 год.
Каким бы был внешнеполитический вектор при победе Тимошенко, предположить ненамного труднее.
Скорее всего, в стране был бы мир, но мир на условиях Владимира Путина (приблизительно таких же выгодных для Украины, как и газовый контракт 2009-го).
На президентских выборах 2010 года Тимошенко заручилась поддержкой Владимира Путина. Несколько дней назад российский Forbes опубликовал статью, в которой говорится, что Тимошенко получила на предвыборную кампанию $300 млн из сделки по продаже Индустриального союза Донбасса российскому Внешэкономбанку.
Возможно, умение Юлии Владимировны разговаривать с Путиным сохранило бы жизни сотням украинских военных, но я почему-то не сомневаюсь, что ценой этого были бы как минимум Крым и европейское будущее Украины.
- Олег Ляшко: занял третье место, набрав 8,32%
Предугадать, как бы сейчас выглядела Украина, возглавляемая боевым депутатом, и легко, и сложно одновременно. Легко, так как Ляшко не самостоятельный игрок и повестку дня формировали бы его спонсоры. Сложно, потому что политик с легкостью меняет союзников и покровителей. Если во время предвыборной кампании в президенты тогда еще журналист Мустафа Найем в прямом эфире ток-шоу заставил Ляшко если не признаться, то, по крайней мере, не опровергать, что он проект Фирташа-Левочкина, то в последние месяцы Олег Владимирович сменил бескомпромиссный холивар с Игорем Коломойским на приторную лояльность олигарху.
Можно сказать, что президентская администрация Ляшко точно бы выглядела, как корпорация, только вопрос - какая. Ведь разница между корпоративным устройством Привата и Group DF колоссальна, примерно, как между большой и довольно дружной еврейской семьей и детдомом, в котором есть десяток враждующих вожаков, а единственный строгий воспитатель задержался в вынужденной заграничной командировке.
Хотя, вероятно, больше всего в руководстве страны было бы менеджеров от группы СКМ. Просто у Ахметова больше денег.
Корпоративный принцип управления страной может иметь краткосрочный позитивный эффект: единство целей, сплоченная команда, единоначалие и т.д. Но даже в среднесрочном горизонте это пагубная история. За примерами далеко ходить не надо: "семья" Януковича тоже была совково-криминальной корпорацией.
- Анатолий Гриценко: четвертое место, 5,48%
Я искренне верю, что в полномасштабной войне с Россией Украина бы рано или поздно победила. Правда, стань Гриценко президентом год назад, я бы сейчас верил в победу Украины, будучи членом киевского подполья.
Гриценко - настоящий полковник, и если бы, став верховным главнокомандующим, он выполнил даже половину того, что советовал с экранов телевизоров делать Порошенко, то мы бы уже или парад победы на Красной площади провели, или сдерживали бы армаду российских танков где-то под Днепропетровском. Готовы проверить?
Экономические успехи страны под предводительством Гриценко также вызывают сомнения. В своих колонках он яро критиковал власть за планы масштабной приватизации, гибкое курсообразование и другие вещи, которые западные экономисты почему-то считают спасительными для Украины. Да и не только Украины: со второй половины XX века либерализация экономики - единственный путь из третьего мира в первый. Анатолий Степанович готов поискать уникальный украинский путь, но я не готов.
- Виталий Кличко: предположим, что он не заключил политический союз с Порошенко, а пошел на выборы и победил
В отличие от Порошенко, Кличко умеет и любит делегировать полномочия: кто последний год прожил в Киеве, тот понимает, о чем я. Допустим, что Виталию удалось бы избежать выполнения неформальных обязательств перед венским узником и он сколотил бы команду из профессиональных и достойных людей. Но есть один нюанс…
Каждый раз, когда я думаю о Кличко-президенте, меня мучает один и тот же вопрос: о чем бы договорился Виталий Кличко в ходе 14-часовых минских переговоров с Путиным? Или переговоры были бы намного короче?
Я вовсе не фанат Порошенко, и он далеко не идеальный президент Украины: его кадровая политика, мягко говоря, неэффективна, а замыкание на себе принятия всех мало-мальски важных решений - тупиковый путь в управлении государством. Я не уверен, что он умеет признавать свои ошибки, а значит, и учиться на них. Мне не нравится, что он пообещал продать бизнес, но пока даже не приблизился к сделке. Список недостатков гаранта можно продолжать еще долго.
Но еще больше я не согласен с Ляшко, который утверждает, что год назад украинцы совершили наибольшую ошибку после Революции достоинства. 53% украинцев не ошиблись: лучшего варианта год назад не было.
Надеюсь, что на следующих выборах украинский народ получит возможность выбирать лучшего из лучших. На таких выборах у Петра Порошенко будет гораздо меньше шансов победить.