Dream Team Порошенко: зачем миллиардеры идут в политику
"Зачем ему это надо? Это риск и потенциально большие проблемы. А он нормальный мужик, у него крупный бизнес. Он точно не согласится". Примерно такие разговоры шли у нас в редакции последнюю неделю. Нетрудно догадаться, что мы спорили о возможном назначении миллиардера и основного владельца Мироновского хлебопродукта Юрия Косюка на должность министра обороны Украины.
Я был одним из немногих, кто отстаивал точку зрения "согласится" (Косюк стал первым замом главы АП и будет курировать силовой блок). Точно так же, как двумя неделями ранее был уверен, что основатель инвестбанка ICU Валерия Гонтарева примет предложение возглавить Национальный банк, а в начале июня готов был спорить, что экс-владелец UMH Борис Ложкин прервет трекинг по Израилю и по первому зову экс-партнера Петра Порошенко прилетит руководить Администрацией президента.
Моя уверенность базируется не на каком-то инсайде или близком знакомстве с этими бизнесменами. Я узнаю слухи-новости из СМИ, а мое знакомство с командой Порошенко ограничивается несколькими интервью с Гонтаревой и Ложкиным и парочкой отредактированных текстов о них. Но чтобы биться об заклад, что Косюк, Гонтарева, Ложкин откажутся от своего бизнеса и согласятся разгребать авгиевы конюшни под названием украинская армия, Нацбанк и АП, их необязательно хорошо знать лично. Достаточно понимать мотивацию людей, добившихся крупного успеха в украинском бизнесе. Петр Порошенко сам такой и команду сколачивает из таких же суперпредпринимателей. И это не преувеличение.
Даже заклятый друг и конкурент Порошенко Борис Колесников, будучи очень близок к вершинам власти, нехотя признавал, что Roshen - отличная кондитерская компания.
Спросите у десяти отечественных предпринимателей, кто лучший в отечественном медиабизнесе. Уверен, что девять из них не задумываясь ответят: "Ложкин". Устройте опрос среди финансистов, кто № 1 на рынке долгового капитала, - лидерство Гонтаревой не обсуждается. И даже скупые на похвалу украинские аграрии скажут, что МХП Косюка - это очень правильно скроенный бизнес.
Ложкин, Гонтарева, Косюк - лучшие в своем деле, они чемпионы. И большая удача Порошенко, что они об этом знают. Чемпион тут же перестает быть чемпионом, как только он отказывается от новой цели, не готов брать новую высоту, ставить рекорд. Перед настоящим чемпионом надо только помахать очень амбициозной и для простого смертного нереалистичной целью, и шансы, что он заболеет новой идеей под 100%.
Сможет ли Ложкин, построивший с нуля крупнейший медиа-холдинг в Украине, "построить" под Порошенко украинский политикум и обеспечить реальное выполнение указов президента? Бывший медиамагнат вызов принял - и уже три недели по 17 часов в день доказывает, что задача ему по плечу.
За последние годы вряд ли кто-то заработал больше Гонтаревой на украинских облигациях. Она отлично понимала экономическую логику или отсутствие таковой в действиях Арбузова и Ко. При этом Гонтарева - редкий смельчак, публично критиковавший валютную и монетарную политику Нацбанка. Думаю, что, делая ей оффер, Порошенко обронил что-то вроде "ругать и зарабатывать на плохо образованном главе Центробанка - дело нехитрое, а вот вытащить 45‑миллионную страну из преддефолтного состояния, перейти за два-три года к инфляционному таргетированию и сделать гривню уважаемой в мире валютой - вот задачи не для хлюпиков". Гонтарева, не потерпевшая за профессиональную карьеру финансиста ни одного поражения, приняла крупную ставку. Если у нее получится перетащить украинский Нацбанк из XIX века в XXI, то слава восточноевропейского Пола Волкера ей обеспечена. Кстати, кто из вас слышал о Майкле Милкене? А он, между прочим, заработал на облигациях миллиарды долларов. Правда, добром это не кончилось.
"Я абсолютно уверен, что конкуренция - это классно. Если есть парни, с которыми ты можешь соперничать, бизнес начинает генерировать новые идеи, искать возможности". Эти слова принадлежат Косюку, который за полтора десятилетия построил крупнейшую и самую эффективную продовольственную компанию в стране. Парней, с которыми Косюк мог бы помериться размером эго, в Украине почти не осталось: его "Наша Ряба" занимает более половины рынка, а сам бизнесмен - седьмую строчку в списке Forbes. Остается международная экспансия, но это не супердинамичный процесс. То ли дело - превратить сегодняшнюю полумиллионную и довольно хаотичную ораву в погонах в такую армию и милицию, чтобы "брат" даже не думал приближаться к воротам Украины.
В условиях гибридной войны на Востоке это кажется нереальной задачей, но если кто-то и способен с ней справиться, то вряд ли есть кандидатура лучше Косюка. "У него даже куры строем ходят" - так несколько лет назад прокомментировал хедхантер мой вопрос, в чем особенность корпоративной культуры МХП.
Кроме амбиций есть еще одна причина, которая заставляет мультимиллионеров покидать зону комфорта и идти на госслужбу: их подкупает идея, что они могут изменить страну. И не надо скептически улыбаться. Я вовсе не идеализирую морально-этические качества предпринимателей, сумевших пробиться на вершину пищевой цепи украинского бизнеса.
Последние 20 лет наши мультимиллионеры и миллиардеры отгораживались от "плохой" Украины и строили "хорошую" у себя в офисе и загородном доме. "Я нигде не бываю дальше аэропорта, стадиона и гостиницы. Построил качественный мир и варюсь в нем", - охарактеризовал свою жизнь в интервью в конце 2012 года мультимиллионер Александр Ярославский.
Для большинства настоящих предпринимателей вариться в таком мире намного скучнее, чем бороться за место на страницах учебника истории, где будет написано, что ты был частью команды, которая вывела Украину из третьего мира в первый.
Борис Давиденко, ЛІГАБізнесІнформ