Дорожает по часам. Может ли Кабмин смягчить рост цен на бензин
Скачок курса на межбанке обусловил рост закупочных цен в гривне, а отказ от "дутого" курса НБУ привел к перерасчету налоговой составляющей в топливе, в частности, акциза, который вместе с НДС занимает в цене бензина около 35%.
Неприятный сюрприз приготовил и мировой рынок нефти. В феврале там начался рост. На 16 февраля стоимость нефти достигла $60/баррель. Это почти на 30% больше, чем в январе, когда был зафиксирован минимум - $45/баррель. Все это в сумме привело к тому, что цена оптовых партий бензина А-95 выросла на 43%, дизельного топлива - на 47%.
Эстафету подхватила розница, которая в считаные дни взяла высоту 20 грн/л и, согласно ожиданиям, движется к уровню 24 грн/л (при курсе 26 грн/$). Для автозаправок положение усугубляется тем, что с 1 января 2015 года вступил в силу 5%-й налог с розничного оборота подакцизных товаров, который добавил 1 гривню на каждом литре.
Необходимо отметить, что вследствие планомерного наращивания налоговой нагрузки на топливо в минувшем январе она сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов. Если в 2013 году налоги в литре бензина составляли около 3,5 грн, то при цене 24 грн/л это уже около 10 грн/л.
Невзирая на это, по имеющимся данным, правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты. Такая необходимость во многом возникла вследствие намерений снизить ренту на добычу нефти. Иными словами, налоговая нагрузка на крупный бизнес снижается и перекладывается на рядового автомобилиста.
Однако такой расчет - иллюзия. Новый рост налогов вызовет очередной виток цен на бензин и ДТ. Очевидно, что это ведет к сокращению потребления, а значит, и сокращению налоговых поступлений. Кроме того, увеличение налогов даст новый стимул теневому рынку, который в последнее время и без того растет уверенными темпами. И в этом топливный рынок один в один повторяет логику других рынков подакцизных товаров, в частности сигарет и алкоголя.
Так, в последнее время участились сообщения о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени. Однако наиболее мощным каналом нелегальных поставок на рынок является безналоговое производство нефтепродуктов.
Характерно, что крупнейшие узлы получения компонентов для нелегального производства моторных топлив находятся в Киевской области - под носом у налоговиков. Об этом говорили неоднократно, но особых изменений в работе "самоваров" пока не видно.
В этой связи полностью очевидно, что любое повышение налогов на нефтепродукты не будет иметь ни малейшего эффекта для бюджета, но при этом сильно ударит по потребителям. Выход из ситуации видится абсолютно противоположный. Акцизы однозначно надо снижать, параллельно наращивая по максимуму контроль за оборотом топлива.
Прежде всего, необходимо отказаться от валютной привязки топливных акцизов и устанавливать их в гривне. По последним данным, в проекте изменений в бюджет Кабмин ориентировался на курс 21,7 грн/$, тогда как реальный уже выше на 25%. Таким образом, ставка акциза на бензин уже составляет 6 140 грн/т против 5 000 грн/т, которые соответствуют курсу 21,7.
Фиксация акциза на уровне 5 000 грн/т даст одну гривню экономии для автомобилистов. Еще гривню можно было бы снять путем отмены 5%-го налога с оборота, который таит в себе огромные коррупционные риски, однако в такой сценарий не верят даже оптимисты.
Что же до эффективного контроля за собираемостью налогов, то из объективных препятствий здесь можно выделить разве что запрет на проверки бизнеса, который дельцы во многих сферах уже извратили в свою пользу.
Автор - Сергей Куюн, директор консалтинговой группы А-95