Многодетная семья у большинства (и у государства в первую очередь) ассоциируется с бедностью, заброшенностью и выживанием на социальную помощь. А многодетная мать – это, соответственно, в воображении общества (и госструктур) женщина среднего возраста, замученная, неработающая и беспомощная в социально-экономическом плане. Множество раз я оказывалась в ситуациях, когда разрываю шаблон. Но пока шаблон существует, эта модель остается непривлекательной, никто не хочет оказаться в статусе нищих и нуждающихся.

У этой стигмы есть глубинная причина, на мой взгляд, связанная с нашей историей прошлого века. Что было с большими семьями во время голодоморов и воен? Сколько представителей больших семей выжили? Общество, заточенное на выживание, хорошо усвоило, что большая семья – риск для всех ее членов. Эти вещи, возможно, не проговорены. Как и другие наши травмы, они нуждаются в изучении.

Если двигаться по женской линии назад во времени, то я первая в этой линии за 100 лет, у которой больше двух детей. Три поколения женщин до меня стояли в шпагате между детьми и работой, и с каждым поколением этот шпагат только усиливался. Я тоже должна стоять в нем, но много лет назад приняла для себя решение, что не буду выбирать между детьми и профессиональным развитием, потому что хочу и то и то.

Для того чтобы не выбирать, а в идеале еще и избежать позы шпагата, нужны условия. Если общество и государство хочет, чтобы условная среднестатистическая женщина родила более одного ребенка, создание этих условий должно быть краеугольным камнем государственной политики. Это огромный перечень всего — от социальной инфраструктуры до законодательной защищенности соло мам, например.

С советских времен нам остался в наследство еще один баг. Мы, в целом, общество не слишком дружественное к детям и не детоориентированное. Дети – это обуза, такая у нас общественная прошивка. А еще дети – проблема их родителей. Эту прошивку также нужно менять. Мне удалось трансформировать собственный опыт в уверенность в том, что дети не являются ни обузой, ни проблемой.

Но даже не все люди, имеющие собственных детей, считают так же. Если не будем работать с этой ментальной вавкой, то цифры демографической стратегии еще, возможно, окажутся слишком оптимистичными.

И напоследок. Дети – это ответственность. Иногда эта ответственность бывает тяжелой и обременительной, а иногда — легкой и приятной. Важно не ломать копья в спорах, а стать обществом, где люди вырастают с осознанием, что такое ответственность, а также с высоким уровнем сопротивляемости. Может, это звучит просто и наивно, но на самом деле это задача со звездочкой.

Оригинал