Исключения из правил: почему неприкосновенны медийные олигархи
Очередная попытка государства раскрыть конечных собственников украинских медиаактивов терпит фиаско. До 31 марта все телеканалы, радиостанции, эфирные, кабельные и спутниковые ТВ провайдеры обязаны были направить регулятору подробные схемы о своих учредителях, свежих изменениях в структуре собственности и самое главное - конечных бенефициарах. Такой закон осенью прошлого года приняла Верховная Рада, а президент - подписал.
Но как оказалось, исполнить закон получилось далеко не у всех. И список проштрафившихся вполне можно начать с актива человека, который шесть месяцев назад и запустил эту инициативу в действие. Это президент Петр Порошенко, под контролем которого находится Пятый канал. На его сайте схему с бенефициарами обнаружить вчера так и не удалось. В пресс-службе вещателя сначала успокаивали. Мол, подождите час и получите на почту ссылку. И искать не придется. Но никаких ссылок никто не прислал ни через час, ни через два.
Уже как пять дней канал президента нарушает закон. И "темных лошадок" на рынке по-прежнему осталось довольно много. Вчера так и не не удалось найти данных о собственниках на сайте канала 112, Добро ТВ* (обладатель национальной цифровой лицензии), радио Вести.
На выдумки хитры
Вариантов обойти новую норму было множество. Например, канал Бизнес и Тонис, которых в прошлом году Генпрокуратура, по словам главы Нацсовета Юрия Артеменко, связывала с сыном Виктора Януковича, вывесили на сайтах схемы офшоров. даже с конечными бенефициарами. Правда, ими оказались, два жителя Чехии Петр и Катержина, о которых ничего не знает Google. Никто не сможет проверить, на каких условиях они владеют офшорами. Но норма закона формально выполнена. Не придраться.
Читайте также: Телеканалами Тонис и Бизнес владеют граждане Чехии
Примерно такой же номер исполнил и монопольный провайдер цифрового эфирного телевидения Зеонбуд. Им владеют по документам три киприота и британец. Нацсовет, депутаты, активисты, конкуренты вот уже который год пытаются обязать Зеонбуд раскрыть бенефициаров. Все тщетно. А ведь непосредственно от этой компании зависит точная дата отключения в стране аналогового вещания, точная дата выставления освободившихся ТВ-частот на 4G-конкурс. Но страна как не знала, так и не знает имя бизнесмена, который за нее отвечает. А может он живет в стране-агрессоре и только рад, что Украина срывает переход на цифровое вещание? Глава Нацсовета Юрий Артеменко на заседаниях по такому случаю грозит пальцем. Но это с каждым разом все больше напоминает постановочный этюд.
Почти ничего нового
В сухом остатке можно констатировать следующее: показали своих реальных собственников только те, о ком и так знали. Каналами StarLightMedia (Новый, СТБ, ICTV) владеет Виктор Пинчук, группа каналов Украина - за Ринатом Ахметовым.
Были и такие, кто несколько расширил уже доступную публичную информацию. Но суть от этого не поменялась. Например, крупным миноритарием канала Студия 1+1 оказался Игорь Суркис. Хотя контрольный пакет вещателя все равно контролирует Игорь Коломойский. То же самое с Интером. Оказалось, что помимо Дмитрия Фриташа и Сергея Левочкина, крупным акционером компании (45%) по-прежнему является Валерий Хорошковский.
Читайте также: Интер раскрыл данные о собственниках
Интересные факты опубликовала Воля, крупнейший кабельный провайдер. Оказалось, что ее крупнейший акционер - американский Providence Equity Partners - контролирует в компании только 35%. А остальные акционеры - более мелкие офшоры и фонды. Конечных бенефициаров Воля так и не назвала, указав, что это не возможно. Хотя за рядом офшоров стоят вполне реальные люди. Но как утверждает президент Воли Сергей Бойко, у компании нет ни одного конечного бенефициара-физлица, который бы опосредованно контролировал 10% или более. А имена собственников меньших долей закон публиковать не обязывает.
Попытка № 2
Становится очевидно, что закон о прозрачности медиасобственности повторяет судьбу еще одного подобного закона, вступившего в силу год назад. Речь об инициативе по раскрытию конечных собственников всех юрлиц, не только вещателей. По идее, к концу мая прошлого года все они должны быть в Украине как на ладони. Данные о бенефициарах должны оказаться у госрегистратора. Но в госреестре Минюста до сих пор часто можно наткнуться на обезличенный офшор. Далеко ходить не надо - все тот же Зеонбуд показывает в качестве конечного собственника кипрскую компанию Planbridge.
Почему так получилось? Ответ может лежать на поверхности. Некоторым компаниям проще заплатить штраф 5-8,5 тыс грн, чем раскрыть имена тех, кого раскрывать не хотелось бы. И лишь в том случае, если нарушение заметит надзор. Хотя вряд ли проверяющие органы уточнят, насколько точны данные об учредителях какого-нибудь кипрского офшора. Вряд ли обратятся за справкой в каждом из случаев. Таким образом требование закона превратилось в акт доброй воли. Кто честнее - тот написал правду.
Удивите меня
За нарушение нынешнего закона тоже есть ответственность. Как говорит управляющий партнер юридической компании Jurimex Юрий Крайняк, вещателям и провайдерам даже за несвоевременное раскрытие собственников может грозить штраф до 5% от лицензионного сбора. Довольно немалая сумма.
Читайте также: Коломойский и Суркис владеют телеканалом 1+1
Завтра состоится заседание Нацсовета. Интересно, выпишет ли Юрий Артеменко штраф каналу президента? Хотелось бы на это посмотреть. Члены регулятора, с которыми вчера вечером получилось связаться по Facebook, говорят об этой теме без особой охоты, ссылаясь на то, что и других дел "по горло". ТВ-регулятор, например, обязан мониторить телеэфир на предмет трансляции запрещенного российского кино и докладывать о таких случаях в Госкино. Чем регулятор систематически и занимается. Правда, Госкино никогда этими данными не пользуется. Ведь методика применения штрафов в таких случаях до сих пор согласовывается. Что, и здесь опять театр?
Если уж на то пошло, и новая норма все равно не выполняется, можно предложить депутатам внести в какую-нибудь следующую итерацию закона и более забавные вещи. Например, обязать компании не просто указать конечных бенефициаров на сайте, а еще и раз в год проводить пресс-конференцию с их участием. Неизвестно, поможет ли это в борьбе с офшорами, но спрос на актерские таланты в стране точно возрастет. А как, наверное, приятно было бы познакомиться журналистам с загадочным британцем от Зеонбуда или с чешскими бизнесменами Катержиной и Петром. Ведь все-таки коллеги по ремеслу. По крайней мере, номинальные.
*после публикации стало известно о существовании второго сайта Добро ТВ, на котором присутствует информация о собственниках