"Путин хочет быстрого прорыва. А не ждать, пока выберут Трампа", – сэр Лоуренс Фридман
Украину ожидают несколько сложных месяцев. Военной помощи от США – нет, F-16 и ракет Taurus – тоже. Европа не "вытягивает" объемы поставок оружия и боеприпасов. Не хватает живой силы.
Пессимистический сценарий для Украины на 2024 год – прорыв россиян на фронте. "Теоретически это возможно", – говорит LIGA.net военный аналитик, почетный профессор военных исследований Королевского колледжа Лондона сэр Лоуренс Фридман.
"Мобилизационный ресурс России не безграничен. Потери поражают. Поэтому Путин хочет прорыва в последующие месяцы, а не ждать, что выберут Дональда Трампа", – добавляет Фридман.
Но сами россияне – далеко не в хорошей форме. А значит, Украина может диктовать России свой сценарий. И он не понравится Путину.
При каких условиях немцы дадут Taurus, что изменят F-16 в небе и на поле боя, как Украина уничтожает Черноморский флот РФ и в чем слабость российской армии – в интервью Фридмана LIGA.net.
"Европа слишком медленная. США заменить не сможет"
– Что дадут Украине соглашения о безопасности с Великобританией, Германией, Францией и другими странами?
– Это обязательства ведущих стран. Не такие большие, как вам бы хотелось.
Страны до сих пор ограниченно поставляют вам оружие. Дают из того, что есть на складах. Меньше нового. У них самих – трудности с производством оружия и боеприпасов после 30 лет разоружения. Следует строить производственные линии. Европейцы делают все слишком медленно.
Вы же нуждаетесь в оружии и боеприпасах немедленно. В Европе есть большое желание увеличить помощь Украине, чтобы вы удержались. Особенно полезными могут стать ракеты большой дальности.
Но если военная помощь от США провалится – заместить ее полностью практически невозможно. Так что во многом украинские успехи на поле боя в 2024-м будут зависеть от решений в США.
– Когда или при каких условиях немецкие ракеты большой дальности Taurus будут в Украине? Как европейцам одолеть страх перед Россией?
- В Германии идут острые прения относительно Taurus. Для руководящих социал-демократов сопротивление обусловлено психологически, исторически. Там до сих пор помнят десятилетия хороших отношений с Россией, растущей экономической взаимозависимости вплоть до 2022-го.
После 2022 года немцы прошли долгий путь, чтобы вывести себя из той парадигмы и стать вторыми после США по объемам помощи.
Но до сих пор есть инерция. Для меня нелогичным выглядит их аргумент – бояться давать Taurus после того, как Великобритания и Франция уже дали схожие ракеты Storm Shadow и Scalp. Хотя немецкие – более мощные и лучшие для Украины, чтобы уничтожить Крымский мост.
Ракета Taurus (Фото: EPA-EFE/JEON HEON-KYUN)
Немцы ждут передачи американцами ATACMS, чтобы последовать примеру. Подобно тому, как с танками. Администрация Байдена пока не идет на это.
"F-16 могут стать сюрпризом для россиян"
– Насколько Украина ослабила Черноморский флот России?
– Украина одержала исключительную победу в Черном море. Отогнав флот РФ, ВСУ смогли снизить ущерб и риски для Одессы и области. Это не освобождение территорий, но придает устойчивости Украине.
– Когда F-16 появятся в украинском небе и что изменят? Учитывая, что нам следует отогнать российские самолеты с их управляемыми авиабомбами от линии фронта, потому что уничтожают все вокруг?
– Прибудут в конце весны или в июне. Об этом могут не объявлять раньше времени, чтобы дать украинским ВВС возможность сделать для россиян сюрприз. Сейчас ВСУ и так прекрасно сбивают российскую авиацию, но им не хватает сил наносить мощные удары и переломить битву за небо над фронтом в свою пользу.
F-16 будет немного, поэтому ВСУ придется действовать осторожно, чтобы их не терять. Хорошо научить пилотов и технический персонал.
– Воздушные силы Украины только за февраль сбили 13 российских самолетов – это рекорд с 2022 года. И продолжают сбивать. Что изменилось?
- Сбивают больше из-за массового использования россиянами самолетов на фронте. И будут использовать дальше, потому что это часть их тактики – выжигать КАБами. Украина улучшает ПВО и сбивает их "сушки".
В России не так много истребителей и их трудно будет заменить.
Количество войск, брошенных в мясорубку, самолетов и бронетехники свидетельствует, что РФ не беспокоится о потерях. Цель оправдывает средства.
– Как изменилась роль дронов после двух лет большой войны?
- Украине не хватает авиации. В то же время у беспилотников есть определенная воздушная мощь, хотя ее недостаточно, по сравнению с самолетами. Они также выполняют роль артиллерии, но и здесь им не хватает мощности. Тем не менее, БпЛА могут частично компенсировать оба компонента.
В начале войны было мало мощных и дорогих дронов. Со временем стороны адаптировались к массовому использованию дешевых одноразовых. Теперь на поле боя их десятки тысяч.
БпЛА усложняют передвижение войск и техники, планирование. Многие потери, которые россияне понесли в последних боях – именно от них.
"Потери на Донбассе – из-за нехватки людей и снарядов"
- Нехватка артснарядов и ракет для ПВО ускорили потерю Авдеевки?
- Частично. До начала года у Украины все было достаточно хорошо с обороной на Донбассе, отражением российских атак. Теперь проблемы скорее из-за нехватки военных, но и снарядов тоже. Трудно произвести ротации подразделений. Люди на передовой истощены и попали под огромное российское давление. Если бы ВСУ могли сравниться с врагом в снарядах, россиянам было бы труднее продвигаться.
– Могут ли россияне использовать подобную тактику для других городов?
– Да. Важно иметь ПВО против авиации. Европейцы должны помочь. Проблема в приоритетности целей. Что, прежде всего, защищать – мирное население или фронт?
Одна из вещей, которую можете делать и делаете – поражать цели в России. Нефтеперерабатывающие заводы, склады. Это немаловажная часть уравнения. Путин вынужден принимать ее во внимание. Большое количество украинских дальних дронов пробивают российское ПВО и наносят ущерб.
Когда появятся истребители F-16, будет вопрос, как их использовать для атак по России. Нужно развязать вам руки – дилемма, которую западным политикам следует решить.
Последняя важная часть уравнения, ваша устойчивость – насколько сможете защитить жизненно важные цели, спрятать их под землю.
– Заметили ли вы изменения в украинской тактике после замены главнокомандующего Валерия Залужного Александром Сырским?
- Слишком рано говорить. Есть критика о скорости эвакуации из Авдеевки.
Вам нужен путь вперед, отвоевать территорию. Если не сейчас, то в будущем. Даже если будет тяжело в ближайшие месяцы.
- Что правильно, а что неправильно делает Украина на фронте?
– Украина в сложном положении, потому что нужно пополнять и восстанавливать силы, увеличить мобилизацию, учить младших офицеров, укрепить систему управления. Постоянно вводить в бой больше войск, которых и так не хватает. Пока вам приходится защищаться от российских атак человеческими волнами. Это сложно.
Многие тактики россиян на передовой стали достаточно творческими и эффективными. Вам следует знать, где остаться, а где и как лучше отойти.
Я не преувеличиваю сильные стороны россиян. Кое-что они делают хорошо. Но используют только грубую силу. Учитывая преимущества в количестве, можно ожидать, что после двух лет войны они будут в значительно лучшем положении. Однако большинство достижений получили в первые недели. Так что россияне далеко не в великолепной форме.
"Оптимистический и пессимистический сценарий на 2024 год"
- Есть ли риск масштабного нападения России в ближайшие недели?
– Им будет трудно совершить прорывное наступление. Им явно не хватает техники. Производят или берут из консервации все больше танков и другой бронетехники, но часто она не так хороша.
У них проблемы с управлением, с младшими офицерами.
Одно дело – вести изнурительные битвы за города. Другое – продвигаться на десятки километров в сутки. Учитывая уязвимость войск РФ на открытом поле боя и износ сил, им это пока не удастся. Если на каждый город им понадобится полгода и множество мясных штурмов, то они не смогут добиться значительного прогресса.
– Тактика РФ после псевдовыборов Путина 17 марта изменится?
– Путин хотел бы к середине марта получить большой успех. После двух лет достижения небольшие, чтобы хвастаться. Так что не думаю.
- Каков оптимистический и пессимистический сценарии для Украины?
- Украину ждут несколько сложных месяцев. F-16 еще нет. Даже если помощь США согласуют, нужно время, чтобы она поступила.
Многое зависит от скорости и объемов западной помощи.
Если фронт не удержится в одном-двух местах, будет плохо. У России все еще есть силы на прорыв. После этого будет расти давление на Киев, чтобы согласился на прекращение огня на условиях РФ.
Я не согласен, что мобилизационный ресурс РФ безграничен. Их потери поражают. Это пока не сильно влияет на общественное мнение, но вместе со все худшими экономическими условиями, инфляцией – имеет значение.
Поэтому Путин хочет прорыва на фронте уже в течение следующих месяцев, а не ждать, выберут ли президентом США Дональда Трампа.
Задача Украины – выстоять в следующие месяцы, а затем наращивать силы, качество управления армией и наступать.
– Как в ЕС оценивают риски от российской агрессии? Что произойдет, если вероятный президент Трамп откажется отправить войска для защиты от России союзников по НАТО?
- Европейцы думают над этим, потому что не уверены в США. Не уверен, что Трамп поведет себя так в соответствующей ситуации. Но очевидно, что он менее заинтересован в европейской обороне, чем Байден.
Это одна из причин, поощряющая европейцев тратить больше на оборону. Развивать собственную оборонную промышленность, увеличивать расходы, больше заниматься безопасностью, чего до сих пор не было.
Мы еще далеки от реальной опасности. Пока агрессия против стран Балтии маловероятна. У России нет на это сил. НАТО уже сейчас делает больше для укрепления передовых сил на границе с Россией. Однако лучший способ ее полностью избежать – поддержать Украину.