На конец 2014 года резервы Национального банка Украины составили $7,5 млрд. Это минимальный показатель за последние 11 лет. Из этих 7,5 млрд реально использовать можно, скорее всего, $3-4 млрд, остальная часть - в низколиквидных активах. На начало прошлого года у Украины было $20,4 млрд.

За прошлый год большинство украинцев усвоили аксиому, что стабильность валюты напрямую связана с достаточностью валютных резервов. Поэтому важно понимать, на что Украина потратила $13 млрд.

Из золотовалютного запаса государство выплачивало долги перед МВФ и другими кредиторами. На это ушло $6,6 млрд. В то же время МВФ, ЕС и США через кредиты, гарантии и финансовую помощь добавили в наши резервы $5,5 млрд. То есть нетто-оттока всего $1,1 млрд.

Еще $3,3 млрд за прошлый год потратили на валютные интервенции на межбанке. Это прямая поддержка курса гривни.

А теперь главные статьи расходов резервов: на погашение еврооблигаций Нафтогаза потратили $2 млрд, еще $3,9 млрд НБУ напрямую продал Нафтогазу для платежей за газ. Газпрому напрямую заплатили $3,1 млрд, отдавая старые долги. В сумме Нафтогаз съел $9 млрд украинских резервов.

Справедливости ради следует сказатрезервы.JPGь, что не вся задолженность из этих $9 млрд образовалась в 2014 году. Так, $2 млрд долга по еврооблигациям появились в 2009-м, хотя из-за хронического дефицита Нафтогаз так и не смог сам собрать средства на их погашение и пришлось обращаться за помощью в НБУ. Также примерно половина задолженности перед Газпромом относится к закупкам газа в конце 2013 года. Выходит, что, отчасти, Нафтогазу не повезло, и именно в 2014-м пришлось платить как по старым, так и по новым счетам. Но как ни крути, Нафтогаз был и останется глубоко дефицитным и в этом году. А для его поддержки уже нет ни золотовалютных резервов, ни возможности получить кредит. Значит, систему необходимо менять.

Вот почему у украинского правительства есть два пути - либо повышать стоимость газа и тепла для населения до рыночного уровня, что останавливает отток резервов, либо и дальше девальвировать гривню, что усугубит и без того плачевное состояние финансовой системы и негативно скажется на уровне жизни населения.

Почему следует поднять цены? Низкие цены на газ для населения искажают экономические мотивы агентов. Никто не заботится о снижении энергопотребления, утеплении домов и установке счетчиков по простой причине: сэкономленные деньги при субсидируемых ценах на газ не окупают затрат. Также нет в обществе запроса и на новые законопроекты, решающие эту проблему, так как для обывателя ее не существует, ведь ежемесячный счет недостаточно бьет по кошельку. Сегодняшняя система устроена так, что большую субсидию получает тот, кто сожжет больше газа, а не тот, кто реально живет беднее всех. Повышение цен приведет к сокращению потребления газа и, соответственно, Нафтогазу понадобится меньше валюты на его закупку, что ослабит давление на резервы и на курс гривни.

Если вам не нравится динамика курса гривни, не вините в этом Нацбанк, а идите с пикетом под Кабмин или хотя бы напишите в Facebook Яценюку, что хотите и готовы платить за газ больше

Большинство людей не понимают, что разницу между рыночной и субсидируемой ценами правительство все равно оплачивает из наших налогов. Например, на оборону в 2015-м страна планирует потратить 39,4 млрд грн, а на компенсацию разницы в газовых ценах - 31,5 млрд!

Даже с помощью волонтеров население не может вскладчину покупать танки, зато может оплачивать газ по рыночным ценам, а у государства будет больше средств на армию.

Более того, падение курса гривни из-за использования валютных резервов для платежей за газ способствует банковскому кризису, осложняет любую экономическую деятельность, останавливает инвестиции, а также еще сильнее усугубляет проблему газовых субсидий.

Читайте также: В погоне за курсом. Как мы теряли резервы

Газовые тарифы установлены в гривне и не повышаются автоматически вслед за курсовыми колебаниями, как это происходит, например, с ценами на бензин. От этого размер субсидий только увеличивается, а платежный баланс страны ухудшается, что еще сильнее давит на курс. Среднестатистическое домохозяйство платит за газ около 200 грн в месяц, хотя по рыночным ценам должно платить около 1000 грн. Эта разница в 800 грн частично идет на покупку импортных товаров. В результате спрос на валюту со стороны импортеров не падает так сильно, а Нафтогаз вынужден обращаться в НБУ и выкупать валюту из резервов на $3,9 млрд в год. К сожалению, в этом году такого объема свободных средств у страны нет, поэтому курс либо обвалится дальше, пока импорт не сократится до нужного уровня, либо государство поднимет цены на отопление и у населения будет меньше денег на импортную продукцию.

Если вам не нравится динамика курса гривни, не вините в этом Нацбанк, а идите с пикетом под Кабмин или хотя бы напишите в Facebook Яценюку, что хотите и готовы платить за газ больше. Если не хотите платить больше - не жалуйтесь на курс гривни.

Выбор всегда есть.

Sobolev_Oleskiy.jpg
Автор - Алексей Соболев, член совета директоров CFA Society Ukraine