К чему ведет признание Палестины странами ЕС
Сообщается, что США изучают возможность признания Палестины в рамках "большого соглашения", предусматривающего прекращение войны в Газе и признание Саудовской Аравией государства Израиль. Однако официальные лица Саудовской Аравии четко дали понять, что признание Израиля может произойти только после окончания войны в Газе и "признания независимого палестинского государства на границах 1967 года с Восточным Иерусалимом как его столицей".
За последний год официальные лица Великобритании, США и государств-членов ЕС выразили определенную поддержку созданию палестинского государства. Разрушение Газы подтолкнуло это вперед, продемонстрировав необходимость прорыва и движения к крепкому миру.
Известные западные государства, включая США, Великобританию, Францию и Германию, до сих пор воздерживались от признания Палестины на том основании, что это "подорвет" замирающий мирный процесс в Осло. Соглашения в Осло сформулировали видение мирного сосуществования между двумя государствами – так называемое "решение о двух государствах", – однако отсутствие международно признанного суверенного государства Палестина подрывает весь этот подход.
В то же время израильские официальные лица – особенно Биньямин Нетаньяху – осуждали эти шаги. Послы Израиля в Норвегии, Испании и Ирландии были немедленно отозваны.
Признав палестинское государство, министр иностранных дел Ирландии Майкл Мартин заявил, что это государство будет базироваться на своих границах 1967 года, то есть палестинское государство включает в себя Газу, Западный берег и Иерусалим, который является столицей как израильского, так и палестинского государств. Практические аспекты этого, однако, гораздо сложнее, что вытекает из наличия незаконных поселений на Западном берегу реки Иордан и более широких вопросов безопасности.
Соглашение Осло II установило административное разделение Западного берега перед соглашением об окончательном статусе. Зона А, занимающая 18% территории, находится под контролем палестинской администрации и под контролем палестинской полиции. Зона B, занимающая 22% территории, находится под управлением палестинской власти, а контроль безопасности осуществляется совместно с Израилем. Территория C, которая на сегодняшний день самая большая (60%), находится под единоличным управлением Израиля, и в ней проживает около 300 000 палестинцев и 400 000 израильских поселенцев. Это создает дополнительные трудности для достижения соглашения об окончательном статусе.
Как Соглашение Осло II разделило оккупированные палестинские территории. ResearchGate
Рост влияния религиозных правых в Израиле еще больше усложняет ситуацию. Религиозные правые обрели популярность в Кнессете [парламенте], тогда как связанные с ними поселенцы продолжают захватывать земли в зоне С и жестоко издеваться над коренными палестинцами на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме. Достижение соглашения об окончательном статусе требует решения этих проблем, а также экзистенциального вопроса претензий на Иерусалим.
Продолжение осуществления надзора за безопасностью на Западном берегу реки Иордан было центральным в позиции и взаимодействии Израиля с районами B и C. Создание палестинского государства, по определению, устранит надзор со стороны Израиля за безопасностью. Это объясняется тем, что новое палестинское государство обязательно будет суверенным и потребует от других соблюдения принципа невмешательства в его дела. Это потенциально создает серьезную проблему для расчетов безопасности Израиля. Члены Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) регулярно входят на Западный берег и в Газу, чтобы "косить газон" – стратегический процесс целенаправленных убийств.
Новое палестинское государство не будет иметь недостатка в союзниках в арабском мире и за его пределами. Суверенные государства вправе устанавливать независимую внешнюю политику и вступать в союз с кем угодно.
Мы знаем, что ХАМАС получил поддержку со стороны Ирана, который сам активно демонстрирует свою враждебность к Израилю, но характер этой поддержки отличается от взаимодействия Тегерана с Хезболлой в Ливане, Народными мобилизационными отрядами в Ираке или повстанцами-хуситами в Йемене. После недавней серии нападений между Израилем и Ираном любой альянс между палестинской державой и Ираном будет рассматриваться как серьезный вызов безопасности израильскими политиками.
Ставки высоки, но со всех сторон ситуация выглядит все более безвыходной. С сокрушительно высоким количеством погибших и уничтожением жизни в Газе, а также с продолжающейся оккупацией Восточного Иерусалима и Западного берега. А соглашение об окончательном статусе становится все менее вероятным. Что-то должно измениться.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.