Два мира в моем Facebook, или Кто главный враг будущего Украины
У меня в Facebook около 1200 друзей. Это довольно однородная социальная группа: возраст около 30 лет, высшее образование, доход от 10 000 грн. До последнего времени это был кружок единомышленников. Мы не только ходили в одни рестораны и посещали одни фильмы и выставки, но и дружно шагнули в ноябре прошлого года на Майдан, а в трагическом 2014-м чем могли помогали "карателям" и их "жертвам" - беженцам. Но неделю назад от былого единства не осталось и следа. Редкий заход в Facebook обходился без дискуссии, которая быстро перерастала в ссору. Читать без стона разочарования посты моих молодых, образованных и довольно обеспеченных фейсбук-друзей стало невозможно. Что послужило водоразделом?
Как ни парадоксально, то, чего вся страна настойчиво требует последние девять месяцев, а именно - реформы. А точнее, боязливое анонсирование правительством минимальной реформы, необходимой для выживания страны: урезания бюджетных расходов. Другими словами, попытка сказать "попробуем жить по средствам". Мои образованные небедные друзья рьяно возмутились планами Кабмина сократить госрасходы на 26 млрд грн. "Как - не индексировать пенсии, отменить бесплатные обеды в школах, стипендии, в разы поднять цены на газ для населения и ввести налог-наказание на зарплаты в конвертах?! Воры, предатели! На детях и стариках экономить - преступление! Пусть олигархи платят!"
Читайте также: Большая украинская резня: какие расходы хочет урезать Кабмин
У каждого второго нашлась знакомая бабушка, которая завтра же умрет без бесплатной еды в больнице, и мать-одиночка, дети которой не получат образование, если сделают платным проезд. Ну а счет тем, кто пять лет копил на машину и считает, что 30%-й налог на "доходы из воздуха" - это грабеж, идет на десятки.
Можно сколько угодно доказывать, что суть предложений Минфина - отменить поголовные льготы, размазанные тонким слоем на 45 млн украинцев, и оставить или монетизировать помощь только тем, кто в ней действительно нуждается. Что большая часть госпомощи не доходит до адресатов, а нагло разворовывается. Вы видели, чем сейчас бесплатно кормят в больницах? Если видели, то верите, что на это реально тратится миллиард? Очевидно же, что разворовывают процентов 80. Можно на пальцах объяснять, что дешевый газ, бесплатная медицина и образование - это циничный обман населения. За последние пять лет государственный долг в пересчете на одного жителя Украины увеличился с 7000 до 22 500 грн. Другими словами, за популизм государства каждый из 45 000 000 его жителей заплатил более 15 000 грн. Каждый! И младенец, и пенсионер, и инвалид заплатили столько же, сколько бизнесмен, топ-менеджер и олигарх! Это справедливо? Очевидно, что нет. Очевидно, что такую систему надо менять.
Большинству не очевидно.
Никакие аргументы не действуют. Государство только заикнулось, что заберет льготы, и среднестатистический украинец тут же заорал "караул!" и грозится тащить шины под Раду. Забирать льготы нельзя. Точка. Это инстинкт.
Была надежда, что врожденное иждивенчество - это удел успевших пожить в СССР, но нет: оказалось, что 25-летние украинцы тоже жить не могут без псевдошары. На словах они двумя руками за реформы, борьбу с коррупцией и другие популярные в стране лозунги, но только единицы готовы платить 800 грн в месяц за отопление. "Вот пусть сначала зарплаты вырастут до уровня европейских, тогда не вопрос", - самый популярный аргумент, почему не надо повышать цены. Убедить инфицированного иждивенчеством украинца, что так это не работает, что сначала нужно установить рыночные цены, а потом будет экономический рост и европейские зарплаты для самых усердных и сообразительных, очень трудно.
У украинской власти есть две важные причины пойти наперекор желанию электората и отказаться от патернализма. Первая - страна просто не может себе этого позволить. Еще один "социально ответственный" бюджет госфинансы не вынесут, и Украину ждет финансовый крах (дефолт или многократный рост курса доллара). Вторая причина, с моей точки зрения, еще важнее. Расскажу случай из жизни.
Полтора десятка лет назад моя мать познакомилась со старушкой, которая сама воспитывала десятилетних внуков-двойняшек (там была какая-то жутко трагическая история с родителями). Моя сердобольная мама организовала сбор продуктов и одежды для реально жившей впроголодь семьи. С тех пор у меня не было проблем с утилизацией одежды: все доставалось двойняшкам. Изредка мать рассказывала об их успехах - закончили школу, поступили в КПИ (по сиротской квоте). В общем, все складывалось неплохо. Когда этой осенью мать спросила, может ли она отдать какие-то вещи, я на автомате ответил: "Конечно, бери". Но потом спохватился: что-то не так. Я стал расспрашивать о судьбе двойняшек. Оказалось, они окончили вуз пару лет назад, но так и не смогли найти работу. В Киеве 25-летние парни без работы несколько лет! Правильно ли поступала моя мать, одевая их и помогая им, стоило ли государству, по сути, дарить им диплом? Не знаю. Наверное, нет.
К чему этот рассказ? К тому, что вторая причина - экономический шок, который неизбежен при реформировании такой больной страны, как Украина. Это горькое лекарство, без которого многие мои фейсбук-друзья и львиная доля украинцев навсегда останутся махровыми иждивенцами, падкими на популистские лозунги политиков. Может ли нация иждивенцев построить сильное государство? Вопрос риторический.
Читайте также: Стоит ли сокращать бюджетные расходы
Автор - Борис Давиденко, главный редактор делового блока Liga.net
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.