В Украине продолжается и, скорее всего, подходит к концу пересмотр соотношения полномочий правительства и президента. В Верховной Раде в начале января без лишней рекламы был зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в закон "О Кабинете министров Украины".

Немного ранее, в декабре 2012-го, был сформирован новый Кабмин во главе с тем же Николаем Азаровым, причем, заметно изменилась его структура. В частности, Виктор Янукович создал "новую старую" должность - министра Кабинета министров, которому, фактически, оказался переподчинен аппарат правительства и весь правительственный документооборот. Однако этого авторам инновации, видимо, показалось мало.

Авторы изменений в закон о Кабмине (по тексту документа - это сам Кабмин и Азаров) предлагают отдать президенту право распределять полномочия первого вице-премьера и вице-премьеров (согласно действующей редакции, это забота Кабмина), разрешить заместителям премьера иметь собственные патронатные службы.

Также, согласно законопроекту, президент фактически переподчиняет себе министра Кабинета министров и Секретариат правительства. И утверждает Положение о министре Кабмина.

Таким образом, изменениями в закон о Кабмине (если они нужны Банковой, то будут приняты - регионалы уже подтвердили готовность) завершится длившийся два года процесс перераспределения полномочий между первыми лицами государства. В 2010 году, когда Янукович стал президентом, глава государства и глава правительства были примерно одинаково значимыми и влиятельными фигурами. После возврата к Конституции 1996 года и проведения так называемой административной реформы, гарант перебрал на себя ключевые полномочия исполнительной власти. Прежде всего, получил право единолично назначать руководителей центральных органов исполнительной власти (кроме премьера).

Теперь же речь идет о том, чтобы лишить главу правительства контроля и над собственным аппаратом. В этом случае премьер, который не контролирует аппарат Кабмина, документооборот и патронатные службы своих заместителей, превращается в фигуру даже не номинальную, а декоративную.

Премьеру останется лишь зачитывать вступительное слово на заседаниях Кабмина. Реальным боссом для министров станет президент, его полномочным представителем в правительстве - первый вице-премьер
Но зачем это нужно? Какой смысл лишать остатков полномочий того, кто на них не претендовал?

Принятие новой редакции закона "О Кабинете Министров" изменит конституционно-правовое устройство Украины. Страна превратится в полностью президентскую республику, в которой президент единолично формирует правительство и руководит им. Правительство несет ответственность перед президентом, получает от него директивы и оценки работы. Премьеру останется лишь зачитывать вступительное слово на заседаниях Кабмина. Реальным боссом для министров будет президент, его полномочным представителем в правительстве - первый вице-премьер.

Зачем необходимо подобное приумножение политико-правовых фикций? Во-первых, ликвидировать пост премьера де-юре можно только в процессе конституционной реформы. Это длительный и сложный процесс, смысла в котором, очевидно, сейчас никто не видит. Намного проще ликвидировать пост премьера де-факто, лишив его даже номинальных полномочий и превратив в элемент политического декора.

Во-вторых, премьер нужен президенту как громоотвод или как объект народной ненависти за непопулярные решения, на который можно валить все проблемы и недоработки. Превращение премьер-министра в декоративную должность лишает его остатков прав, но сохраняет за ним ответственность в глазах общества. Идеальный вариант для президента и его администрации.

Не стоит забывать, с каким скрипом в декабре формировалось новое правительство. Последних двух министров Янукович вообще назначил лишь вчера. В целом Кабмин оказался собран по принципу личной преданности президенту и его окружению, доли двух известных миллиардеров оказались миноритарными. История с отставкой Азарова и его повторным утверждением со стороны выглядит так, будто Семья пока что не готова на данный момент полностью приватизировать правительство и назначить его главой Сергея Арбузова. Вместо этого решено оставить старого премьера, нивелировать его последние возможности для влияния и передать остатки правительственной власти первому вице-премьеру Арбузову и министру Кабмина.

Следовательно, выходит, что процессы, которые планируются в самое ближайшее время, предусматривают возможность участия в них только стопроцентно лояльных лично президенту кадров. Ни партийная принадлежность, ни профессиональный уровень и связи роли уже не играют.

Передел власти приближается к завершающей фазе. В итоге в выигрыше останется преимущественно Семья, которая перестраивает государственное устройство таким образом, чтобы никто сторонний даже теоретически не мог повлиять на процесс. Иначе вряд ли можно отыскать смысл в превращении номинального премьера в премьера декоративного.

Петр Олещук, политолог