Структуры, подконтрольные Дмитрию Фирташу, изначально претендовали на победу в конкурсе по отбору негосударственных участников для ООО Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК). В частности, благоприятным для Фирташа можно считать тендерное условие по обеспечению ЗТМК ильменитом отечественного производства.

Кроме Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК, которые фактически контролируются Group DF, конкурсному условию по обеспечению ЗТМК украинским сырьем могла бы соответствовать лишь украинская компания Велта, разрабатывающая Бирзуловское месторождение ильменита в Кировоградской области. Однако руководство Велты неоднократно заявляло, что конкурировать с продукцией Group DF не будет, поскольку планирует экспортировать ильменитовый концентрат на рынки ЕС и Китая. Впрочем, сырьевое ограничение не свидетельствует о непрозрачности конкурса.

Основной профиль деятельности второго участника конкурса, российской LCMA Игоря Туркина (ООО Ступинская титановая компания), больше связан с производством алюминия. Реальным претендентом на ЗТМК мог бы стать крупнейший в России и мире производитель титана - ОАО корпорация ВСМПО-АВИСМА, но эта компания более заинтересована в сырьевых активах, поскольку уже обладает достаточными производственными мощностями в России, связанными между собой единой технологической цепочкой.

К тому же, фактически ЗТМК уже подконтролен Фирташу: с 2010 года предприятием руководит Владимир Сивак, ранее работавший коммерческим директором входящего в Group DF ОАО Крымский содовый завод.

Также следует отметить, что в законе о сокращении перечня предприятий, которые не подлежат приватизации, подписанном президентом в июле 2011 года, числились титановые активы Украины, де-факто уже контролируемые Фирташем: Крымское производственное объединение Титан, Запорожский титано-магниевый комбинат, Вольногорский ГМК, Иршанский ГОК. По-видимому, нынешняя стратегия Фирташа состоит в дальнейшей консолидации титановой отрасли Украины на базе холдинга совместно с украинским правительством (по примеру ЧАО Крымский титан, где Group DF принадлежат 50% - 1 акция предприятия, 50% + 1 акция принадлежит государственной акционерной компании Титан). Государственная доля в новосозданном ООО ЗТМК также должна быть не менее 51%.

К слову, положение Фирташа в титановой отрасли всегда было подвержено значительным политическим рискам. Так, в свое время правительство Юлии Тимошенко отказалось продлевать действие договора аренды ГОКов и намеревалось вернуть государству контроль над Крымским титаном. Сейчас, когда конфликты урегулированы, а топ-менеджеры из Group DF возглавили ПАО ГКХ Титан Украины (который, кроме прочего, владеет ГАК Титан, то есть, по сути, и государственной долей в Крымском титане), Сумыхимпром и ЗТМК, Фирташ как никогда близок к реализации данной стратегии.

Положение Фирташа в титановой отрасли всегда было подвержено значительным политическим рискам. Сейчас, когда конфликты урегулированы, а топ-менеджеры из Group DF возглавили Титан Украины, Сумыхимпром и ЗТМК, Фирташ как никогда близок к реализации своей стратегии

Если же мы коснемся цены вопроса, здесь следует напомнить, что независимый оценщик оценил целостный имущественный комплекс ЗТМК в 716,9 млн.грн. С одной стороны, ЗТМК - единственный в Украине и Европе производитель металлического губчатого титана, с другой - его производственные фонды значительным образом изношены и требуют инвестиций. Таким образом, обязательство негосударственного участника ЗТМК по инвестированию в предприятие не менее $100 млн. (около 800 млн.грн., - ред.), в сочетании с обязательством по обеспечению сырьем отечественного производства, можно рассматривать как справедливые и адекватные сложившейся ситуации. Другое дело, как данные обязательства будут выполняться.

В данный момент в Украине только Group DF сформировала практически полную цепочку титанового производства. Вертикальная интеграция бизнеса положительно влияет на его эффективность, особенно это касается сложных ресурсоемких отраслей. В свое время управляющий директор Group DF Роберт Шетлер-Джонс даже ссылался на советский опыт - ведь тогда в титановой отрасли, как и в химической, была заложена стратегия вертикальной интеграции, к которой теперь, по его словам, стоит вернуться в Украине.

Подконтрольные Group DF Сумыхимпром и Крымский титан - основные украинские производители диоксида титана, продукции первичного титанового передела. Сырьем (ильменитовым концентратом) предприятия обеспечивают Междуреченский и Иршанский ГОКи, а также Вольногорский ГМК, которые также контролирует Group DF. Контроль над ЗТМК завершает данную цепочку, поскольку это предприятие - единственный в Украине производитель титановой продукции второго передела, губчатого титана. Кроме того, в августе 2011 года Group DF приобрела итальянского производителя титановых сплавов Tifast - потребителя продукции ЗТМК, следовательно, имеет все шансы закрепиться на перспективном рынке Евросоюза.

Андрей Попов, директор по развитию Kreston GCG