На протяжении последних двух недель в стране произошло несколько событий, которые вполне определенно демонстрируют,  что именно надо делать оппозиции для победы в 2015 году. Либо же - предвосхищают ее будущий крах, с какой стороны посмотреть. Первое из них - выдвижение УДАРом на пост мэра Енакиево журналиста и известного блогера Дениса Казанского (неудачное). Второе - два заседания рабочей группы по подготовке первой сессии новой Рады. Оба заседания покинуты оппозицией. И третье событие, точнее, их последовательность - катавасия вокруг коммунистов, а именно увольнение главы таможни Игоря Калетника и новый регламент Рады, лишивший Петра Симоненко возможности по формированию фракции. Каждое из этих событий является знаковым для работы будущего парламента. И уже начинает формировать ошибочные стереотипы поведения оппозиции. Рассмотрим все это детальнее.

Енакиевский синдром

Денис Казанский, он же ЖЖ-юзер frankensstein - персонаж достаточно известный в украинском интернете. Автор блога "Усе будет Донбасс", мягко говоря, не скрывает своей скептической позиции по отношению к существующей власти. Проще говоря - костерит Януковича и Ко на чем свет стоит и правдиво описываете все грани незавидного бытия рабочего Донбасса. Денис по жизни - прекрасный парень. И выдвижение его на пост мэра Енакиево УДАРом наверняка создало забавный  информповод для СМИ. Ну кто же пройдет мимо заголовка: "В мэры Енакиево баллотируется Франкенштейн"? Казанского, правда, не зарегистрировали. Но его соратникам, похоже, не очень-то и хотелось... Вопрос заключается в одном: была ли у выдвижения Казанского в мэры хоть какая-либо содержательная политическая цель? И чего хотели добиться оппозиционеры - реальной власти или одиночного сообщения в новостных лентах?

Заранее понятно, что победить на выборах в Енакиево в обход решения Януковича невозможно. Добавим: пока невозможно. Поэтому партия, скорее всего, творила все-таки информповод: если мы заранее не можем победить, то давайте хотя бы пошумим. Что ж, если жизнь и политические перспективы УДАРа оканчиваются на выборах в Енакиево, то логика вполне понятна. А если Виталий Кличко смотрит на свои политические перспективы немного шире и дальше (а он смотрит), то формат отношений с Востоком Украины нужно пересматривать. При всем уважении автора к Денису Казанскому,  в Енакиево он не избираем. Сколько  граждан из рядов енакиевского электората  знают слово "блогер". И зачем там блогер в качестве мэра?

Задача-максимум оппозиции на Востоке - разыскать и перевербовать на свою сторону (возможно, тайно и неформально) как можно больше обиженных представителей донецкого истеблишмента 

Пускай эпизод с Франкенштейном - всего лишь частность. Однако это характерный симптом поведения оппозиции на Востоке. Формат работы Батькивщины на Донбассе всегда заключался скорее в формальном присутствии в публичной политике и неформальном взаимодействии с донецким кланом. Донецких политических перспектив у Юлии Тимошенко не было никаких. Оставалось только взаимодействовать на уровне элит. Именно поэтому главой донецкой Батькивщины в свое время стал Гарегин Арутюнов - один из связных Тимошенко с донецкими. Кличко, в отличие от Тимошенко, на Востоке очень даже избираем. Что приводит его к необходимости осуществления реальной, а не неформальной (либо фейковой) политической деятельности в этом регионе. Реальная политическая деятельность предполагает поиск реальных союзников и выдвижение в региональные лидеры авторитетных для данной территории персонажей.

Задача-максимум оппозиции - разыскать и перевербовать на свою сторону (возможно, тайно и неформально) как можно больше обиженных представителей донецкого истеблишмента - чиновников, отодвинутых Семьей от финансовых потоков, бизнесменов "стоимостью" в 10-20 миллионов, недовольных ликвидацией собственных перспектив роста. Эти люди на Востоке и в Донбассе точно есть. Не одним Франкенштейном богата земля донецкая. Вся эта потенциальная армия сторонников критически необходима оппозиции для одной цели: саботировать донецкие избирательные методы в 2015 году. 

Повестка дня

Как было сказано выше, оппозиция покинула первое заседание рабочей группы по подготовке первой сессии новой Рады. Покинула она его под благородным предлогом: перед избранием главы группы (им стал Владимир Литвин) она (группа) должна поставить в повестку дня первого заседания законопроект об обязательном личном голосовании депутата. Когда группа вполне прогнозируемо отказалась это делать, оппозиция сочла свою невинность оскорбленной и покинула зал.

После всех этих событий один из авторитетных в украинской политике людей сказал автору: "И что они будут делать дальше? Гордо голосовать против повестки дня, которую предлагает власть?"

Давайте скажем откровенно: за последние два года оппозиция так много говорила о тотальности власти Януковича, снимая с себя малейшую ответственность за происходящее, что избирателям это несколько поднадоело. Напомним, что голосование за Свободу в общем и стало свидетельством того, что народ жаждет экшена, а не постоянного кваканья на преступный режим. Запрос на дееспособную и  решительную оппозицию сформирован. Сможет ли прошедшая в парламент оппозиция стать именно такой - вопрос открыт.

Вся эта тянучка с личным голосованием и решительным протестом путем бегства с заседаний выглядит как полная безнадега. Просто из-за того, что Конституция уже предусматривает личное голосование депутата. И вообще неявка в парламент - это политический инструмент. Он может в какой-то момент пригодиться самой оппозиции. Но главное даже не в этом. Поведение оппозиции и ее требования на первом заседании рабочей группы - это игра отжившими смыслами. Набор запросов избирателей к будущему наполовину мажоритарному парламенту прост: сделайте хоть что-то! Обычному избирателю, в отличие от тусовочных журналистов, абсолютно все равно, ходит его депутат на заседания или нет. Ему нужен результат. Если результата невозможно добиться парламентскими методами, значит, нужно действовать по-другому. Если двести депутатов от оппозиции вообще перестанут ходить на заседания и вместо этого с группами юристов будут каждый день ставить на место зарвавшихся местных чиновников и бандитов в погонах, физически врываясь к ним в кабинеты, это уже можно будет назвать какой-то последовательной деятельностью. Достигать результата можно и в парламенте. Просто для этого оппозиции придется построить свой аппарат, вовлечь в свою деятельность людей, знакомых со всеми тонкостями работы парламента. То есть стать, простите за банальность, более технологичной и профессиональной. Один эксперт, знакомый с механизмами прохождения решений в Раде, тонкостями регламента и особенностями аппарата парламента, уже может сделать для оппозиции многое. Десяток экспертов с юридической группой поддержки смогут творить чудеса.

Практика применения чужого недовольства в парламенте - одна из технологий, которую оппозиции придется освоить. Самый очевидный фокус внимания должен быть сосредоточен на коммунистах

Кроме того, оппозиция остро нуждается в позитивной и реальной повестке дня, при помощи которой она могла бы оппонировать власти. Комплекс реальных законопроектов, оформленных в единую программу, сильные местные организации, завязанные на мажоритарщиков и занятые решением проблем конкретных территорий и помощью гражданам - вот секрет успеха оппозиции в новой реальности. Словесная критика кровавого режима Януковича больше не сработает.

Игра с обиженными

Информация о том, что властная поступь Януковича оставляет за ним слишком много раздавленных - не новость. Применение чужого недовольства в парламенте - также одна из технологий, которую оппозиции придется освоить.

Самый очевидный фокус внимания должен быть сосредоточен на коммунистах. На днях подтвердились слухи об отставке с поста главы Таможенной службы коммуниста Игоря Калетника, что лишает партию хорошего финансирования. Кроме того, новый регламент Верховной Рады может оставить коммунистов без фракции, так как ленинцы умудрились завалить всю мажоритарку, не проведя в Раду ни одного депутата. Официальная позиция коммунистов заключается в отказе от вступления в провластное большинство. Сейчас официальная позиция имеет все шансы стать реальной.

Здесь стоит напомнить, что политическая биография Симоненко достаточно беспринципна. Помогая Кучме выиграть выборы в 1999 году, уже в 2001 и 2002 гг. он совместно с Тимошенко и Александром Морозом поучаствовал в акции "Украина без Кучмы". Именно голосование части фракции коммунистов за бюджет Тимошенко в 2008 году помогло ей удержаться в кресле премьера. Подобных примеров политической гибкости КПУ - не счесть. Что, в общем, неудивительно: каждый политик борется за свое, а не чужое счастье. И за свои перспективы. Ситуативные союзы с коммунистами и недовольными мажоритарщиками (а такие будут обязательно) - еще одна составляющая потенциального успеха оппозиции.

Единство

Нельзя хотя бы в нескольких словах не упомянуть о такой банальности, как оппозиционное единство. Уже сейчас власть в общих чертах понимает тактику обнуления популярности каждой из оппозиционных партий. Кличко будут выводить из равновесия, выпячивая любые проколы его депутатов и заставляя самого лидера партии оперативно на них реагировать без предварительного обсуждения с окружением. Расчет на то, что грузный Кличко просто не может оказать полноценное и логически непротиворечивое сопротивление интенсивной информатаке. Батькивщину будут колоть, провоцируя  внутренний конфликт между командами Тимошенко и Арсения Яценюка. Свободу будут постоянно провоцировать на неадекватную риторику и жестко троллить на нацистской и антисемитской тематике. Сетевой скандал вокруг Милы Кунис показал, что политические подростки, которых Олег Тягнибок завел в Раду, ничему не научились на примере скандала с Гайтаной.  При этом надо понимать, что всех - УДАР, Свободу и Батькивщину - будут тушковать.

В таких жестких условиях вопрос единства парламентской оппозиции является ключевым. Пока что, исходя из частных разговоров с представителями оппозиционных партий, понимания опасности ни у кого нет. Настрой на войну с коллегами по оппозиционному цеху сильнее, чем с властью. И это лучшей подарок власти, которая споткнулась на старте, будучи неспособной получить устойчивое большинство в новой Верховной Раде. 

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ