Вся страна следила за задержанием главы Государственной фискальной службы Романа Насирова. Ему инкриминируют злоупотребление служебным положением и нанесение государству ущерба на сумму более 2 млрд грн. За два неполных года работы бывший инвестиционный банкир Насиров мог полностью изменить правила работы налоговой и таможенных служб. Бизнес прогнозируемо недоволен результатами работы налоговиков. Какие основные претензии к деятельности налоговых органов выдвигают предприниматели?

Априори виновен

Налоговое законодательство Украины сложное, противоречивое, суровое и беспощадное. Многочисленные "реформаторские" изменения, внесенные в текст Налогового кодекса за последние три года, привели к тому, что многие бухгалтеры просто запутались в изменениях и нововведениях. За малейшее нарушение следуют санкции. Получается, что налогоплательщик априори виновен.

Строгость наказания

В Уголовном кодексе описывается не только объективная, но и субъективная сторона преступления. Например, ответственность за нарушение, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, определяется с учетом смягчающих обстоятельств. Но Налоговый кодекс при всей неоднозначности трактовок целого ряда его норм не предусматривает смягчающих обстоятельств.

Читайте также - На взлете. Почему оживилась украинская экономика

Субъективная сторона правонарушения не учитывается при определении размера санкций. Добросовестность налогоплательщика заслугой не считается. Любой бухгалтер подтвердит, что фискалы проводят проверку не для того, чтобы убедиться в соблюдении компанией всех требований законодательства. Цель проверки - наложить на предприятия санкции за нарушения.

Танцы вокруг НДС

Систему электронного администрирования НДС презентовали как эффективную меру предотвращения фиктивных схем. Сначала идея заключалась в мониторинге достоверности сделок. Нельзя просто отражать показатели в декларации, нужно показывать детализацию в разрезе налоговых накладных. Подразумевалось, что фиктивная фирма налоговую накладную не зарегистрирует.

Однако эта идея не сработала: НДС "на продажу" регистрировался наравне с реальными поставками. В 2014 году добавили обязательное депонирование или обеспечение средств по формуле (НДС необходимо заплатить в течение двух недель с момента отгрузки товара или получения предоплаты. - Ред.), от чего взвыли десятки тысяч честных компаний. Под лозунгом "схемный налоговый кредит не пройдет" проголосовали за хромающую на обе ноги систему электронного администрирования НДС. Потери налогоплательщиков были колоссальны: огромные суммы налогового кредита не "подтянулись" в формулу (учитывает средства, уплаченные не только компанией, но и поставщиками. - Ред.) и были просто подарены государству. Сотни тысяч налогоплательщиков потеряли часть налогового кредита из-за невозможности провести уточняющие расчеты за прошлые периоды, а также из-за ошибок в реквизитах теперь уже электронной налоговой накладной.

Читайте также - Мертвые души: стоит ли закрывать неработающее ЧП

Но ловкие продавцы налогового кредита обошли и эти преграды, занимаясь продажей "скрученного" между разными видами товаров и услуг НДС. И вот последнее ноу-хау Министерства финансов: детализация любой (не только импортной) номенклатуры в налоговой накладной по коду УКТ ВЭД. Норма вступает в силу 1 января 2017 года, но фактически не действует до введения новой формы налоговой накладной. Такая форма утверждена приказом Минфина № 276 (вступает в силу с 1 марта). Получается, что налоговые накладные по новой форме уже необходимо оформлять, но программное обеспечение еще не обновлено и выполнить требование фактически невозможно. ГФСУ через пресс-службу 3 марта 2017 года разрешила налогоплательщикам до 16 марта пользоваться старой формой налоговой накладной без санкций.

Сложно сказать, сколько добросовестных налогоплательщиков пострадает в этой чехарде принятия новых нормативных актов и разъяснений под "честное слово ГФСУ". Но потеря налогового кредита по формальным признакам несоответствия формы - сценарий вполне ожидаемый, несмотря на предоплаченный живыми деньгами налоговый кредит. Просматривается также невероятная спешка во внедрении всех этих новшеств.

Частникам не верят

Сделать сотрудника предпринимателем, выплачивая ему доход с уплатой 5% налога, в девять раз экономнее, чем платить ему зарплату с учетом всех налогов. И хотя в тексте Налогового кодекса нет запрета на выплату предпринимателю вознаграждения (такого запрета и быть не может!), крайне неприятной для бизнеса стала практика признания правоотношений с предпринимателями трудовыми. В итоге более-менее серьезные выплаты в пользу предпринимателей на едином налоге, особенно за услуги, которые сложно проверить (консалтинг, маркетинг, ИТ-сфера), по акту проверки будут переквалифицированы в зарплату со всеми вытекающими последствиями. Это существующая практика проверок. Возможно, "писателям законов" стоило бы включить в текст Налогового кодекса необходимые статьи относительно квалификации и переквалификации операций фискальными органами, чтобы фискалы не гребли под одну гребенку всех на основе своих домыслов.

Александра Томашевская,

налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса 

Томашевская.jpg