По мере того, как Украина продолжает дрейфовать в океане мировой политики без ориентиров, целей и внятной внешнеполитической стратегии, все чаще рецептом спасения становится формула "быть сильнее и надеться на себя". Это - естественная реакция на дефицит международной поддержки. Но вместе с тем и признак начинающегося отчаяния, как и другие похожие заклинания, агитирующие за все хорошее и против всего плохого. Вместе с тем, такой принцип вряд ли может быть хорошим стратегическим ориентиром. Где предел усиления Украины, за которым начинается беззаботная и простая жизнь?

Быть сильным, конечно же, лучше, чем быть слабым по определению; но сила в мировой политике - штука коварная и достаточно сложная. Чаще, чем это может показаться на первый взгляд, она может выступать источником слабости и разнообразных проблем. Особенно, если среди всего многообразия силовых проявлений выбираются неверные компоненты. Сила - важнейший фактор стратегического взаимодействия между государствами, и в этом качестве она способна преподносить сюрпризы. 

Сильный в военном отношении Советский Союз оказался нежизнеспособным образованием и распался под давлением груза неэффективности. Ядерное оружие может сделать государство сильнее в смысле нанесения ущерба противнику, но высокая цена такого выбора может стать источником слабости. Сильная экономика может требовать ослабления государственного суверенитета или даже принесения его в жертву. Даже на этих элементарных примерах видно, что простых решений и ответов нет, а благое стремление стать сильным - при недостаточном понимании его нюансов - может возыметь прямо противоположный эффект.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку