Иллюзия Медведчука. Кто создает миф о влиянии бывшего главы АП
Наших граждан повергли в шок и вызвали бурные негативные эмоции снимки, запечатлевшие одного из украинских участников гуманитарной подгруппы на переговорах в Минске Виктора Медведчука среди участников заседания международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи, которое проходило в четверг. Он был не просто среди участников, а сидел прямо в первом ряду во время выступления российского президента, да еще непосредственно рядом с пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым, с которым весело о чем-то переговаривался.
Это странное возмущение. По-настоящему возмутительно было бы, если бы Медведчук сидел в первом ряду на каком-то мероприятии с участием Петра Порошенко и обменивался шутками со Святославом Цеголко, президентским пресс-секретарем. А то, что кум заскочил одобрительной улыбкой поддержать кума во время выступления, в котором тот привычно троллил Запад, нет ничего странного. И когда Путин в Валдае в очередной раз заявил, что русские и украинцы - один народ, глядя на Владимира Владимировича и Виктора Владимировича, можно было легко согласиться с этим утверждением. К счастью, есть возможность смотреть не только на них, чтобы делать выводы.
В принципе, возмущение от проявлений глубокой взаимной симпатии Путина и Медведчука не было бы таким интенсивным, если бы последний не считался украинским представителем в Минске. Чьим угодно, только не украинским. Потому что Украина - это мы, а он - это Россия, причем в самом ее враждебном качестве. Доверенное лицо Путина не может быть даже нейтральным по отношению к Украине, только враждебным, иначе тот бы ему нисколько не доверял. Но те представители Украины, в чьем представительстве сомнений не возникает, божатся, что путинский кум не имеет никакого касательства к любым вопросам, не относящимся к обмену пленными, а раз так…
Большой, между прочим, вопрос, так ли влиятелен Медведчук благодаря своей якобы уникальной близости к российскому президенту. Нет никаких оснований считать, что Путин с ним разговаривает чаще, чем с каким-нибудь рязанским губернатором, и тем более нельзя утверждать, будто как-то особенно прислушивается к его мнению и сразу хватает телефонную трубку, когда ему звонит Виктор. Точно так же нет причин думать, будто Медведчук в этих переговорах отстаивает позицию украинской стороны. Ну с чего бы?
То есть понятно было намерение украинского руководства в стрессовой ситуации 2014 года попытаться использовать кратчайший канал, ведущий в Кремль. А Кремлю ни к чему отказываться поставить своего человека на такое важное направление. Но радоваться, что Украине повезло иметь путинского кума, который выручает в тяжкую годину, - безумие. Он и есть агрессор.
На самом деле идея, будто ради освобождения наших пленных можно идти на все, глубоко порочна. Что значит - на все? Есть множество вещей, на которые нельзя идти, потому что сами пленные проклянут освободителей, узнав цену освобождения. Но с тех пор Медведчук, т.е. Кремль в его лице, завязал на себя тему пленных, и сейчас это уже принимают как данность, даже не пытаясь ее изменить и опасаясь, что изменения пагубно скажутся на наших людях, оказавшихся в руках у врага.
У Виктора Медведчука есть замечательное качество, и тут Украине по-настоящему повезло: он, к счастью, очень непривлекательный персонаж Это ему не позволило стать популярным публичным политиком, правда, он постарался компенсировать досадный недостаток непубличной деятельностью, и в юридических кругах оставался весьма влиятелен до самого последнего времени. И ставка на Россию, сделанная Медведчуком еще во время Кучмы - Путин крестил его дочь в 2003 году - должна была облечь этого сверхамбициозного человека дополнительной и, в принципе, безграничной силой, учитывая тогдашнюю популярность российского президента в Украине. Но наступил 2004-й, который завершился оранжевой революцией, и Россия на несколько лет попрощалась с идеей вассализации Украины. У Януковича были свои причины не любить Медведчука, и в 2010 году тому даже пришлось покинуть Высший совет юстиции. Впрочем, народ его от режима не отделял, и зимой 2013-2014 года Автомайдан ездил к Медведчуку в гости и делал там обидное. Любви к Украине это Виктору Владимировичу не прибавило.
А сейчас и вовсе звание кума Путина, которое тот носит с апломбом и демонстрируемой угодливостью, лишает Виктора Медведчука политического будущего в нашей стране. А в соседней, будучи лишен всякого влияния на Украину, кому он нужен. Иллюзию же этого влияния пока поддерживает сама Украина. Зря. Враг должен быть назван врагом.
Леонид Швец, журналист
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.