Сравнение Украины с Израилем - привычный образ последних двух лет. Страна, которая вынуждена противостоять куда более, на первый взгляд, сильному и многочисленному противнику. Страна, самого права на существование которой этот противник не признает. Страна, которая рассчитывает в своей борьбе на поддержку цивилизованного мира - потому что является форпостом демократии и уважения к правам человека в регионе, где господствуют отвратительные авторитарные диктатуры. Страна, которую нужно построить - и которую строят в первую очередь рядовые граждане, сделавшие свой выбор в пользу этого строительства… Да, для строительства Израиля люди собирались на своей земле обетованной, зато для строительства Украины всем, живущим тут, пришлось сказать самим себе, что это - действительно Украина. Украина, а не Россия.

Но есть еще одна очень важная аналогия, о которой мы все время забываем - отношения с союзниками. Израиль - давний стратегический союзник Соединенных Штатов. У него неплохие отношения со странами Европейского Союза - участниками многих драматических событий на Ближнем Востоке. Но это не значит, что Израилю кто-то что-то может диктовать. Так было с первого дня провозглашения его независимости - и будет всегда. И именно поэтому еврейское государство существует и побеждает - потому что если бы оно во всем следовало бы пожеланиям своих друзей, ему не нужны были бы враги. Просто его бы уже не было.

И это - не преувеличение. Можно иметь друзей, но каждое государство защищает прежде всего свои интересы, а уж затем интересы союзников. Мы - не американский штат. С Европейским Союзом у нас ассоциативные отношения. Мы - не член НАТО. Да, нам будут помогать. Да, будут оказывать политическую, финансовую и прочую поддержку. Но ровно до тех пределов, которые будут восприниматься в качестве пределов национальных интересов того или иного государства. А нередко эти национальные интересы подменяются электоральными интересами политиков и партий или просто желанием лучше смотреться в историческом зеркале.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку