В конце июля этого года я получил приказ о продолжении своей службы в Вооруженных Силах Украины в составе Проектного офиса реформ Министерства обороны. Приступая к выполнению служебных обязанностей,  ожидал, что одним из наиболее сильных союзников в работе Проектного офиса станет украинский бизнес. К сожалению, по прошествии трех месяцев с момента начала моего участия в реформировании министерства,  вынужден признать - бизнес не помогает реформам, наоборот, зачастую их тормозит. Причина этого кроется в нежелании предпринимателей подстраиваться под новые подходы в работе, которые внедряет в министерство Проектный офис, развивать свои бизнес-процессы в сторону стандартов НАТО. В этом бизнес удивительным образом является союзником старой бюрократической машины Минобороны и тех функционеров, которые своей деятельностью за годы независимости разрушили Вооруженные Силы.

В чем был основной принцип работы таких сотрудников министерства? Снять с себя всякую ответственность за что бы то ни было, и при этом максимально заработать на распределении тех скудных ресурсов, которые выделяло армии государство. Бизнес при этом зарабатывал куда меньше, чем мог бы даже при тех же бюджетах, поскольку чиновники обладали абсолютным влиянием при выборе подрядчика или поставщика. Достигалось это влияние в первую очередь тотальной закрытостью военного ведомства. Технические условия закупок были тайной за семью печатями. Очень часто использовался принцип "соответствие имеющемуся образцу", при котором образец был у некоего чиновника МОУ, который и определял соответствие или его отсутствие. Тендеры проводились, но благодаря системе секретности, которая была и есть искусственно усложненной, но очень удобной для отсева поставщиков "с улицы", побеждали всегда те "правильные" компании. Сохранение советских норм в обеспечении солдат позволяло чиновникам поддерживать иллюзию возможности создания дешевой армии, при этом дерибанить бюджет по старым проверенным схемам. Отсутствие автоматизации учета приводило к фактической бесконтрольности подрядчиков и поставщиков, что, с одной стороны, защищало их от упреков в низком качестве предоставляемых услуг и товаров, с другой стороны - прикрывало коррупционеров от возможных проверок. Периодические попытки реформировать армию и министерство при сохранении всех старых принципов работы приводили лишь к перераспределению "потоков" без реальных улучшений ситуации.

Сохранение советских норм в обеспечении солдат позволяло чиновникам поддерживать иллюзию возможности создания дешевой армии, при этом дерибанить бюджет по старым проверенным схемам

Реформы, которые начаты сейчас в Министерстве обороны, в первую очередь призваны радикально улучшить ситуацию с материально-техническим обеспечением военнослужащих. Нормы обеспечения пересматриваются в сторону расширения, повышения качества выдаваемого снаряжения, формы и экипировки. Выделяются бюджеты на закупку десятков новых наименований предметов, необходимых военнослужащему, а количество выдаваемых комплектов увеличивается в разы. Технические условия открываются и размещаются в интернете, для того чтобы расширить круг поставщиков, снимаются требования по соответствию неким неизвестно откуда взявшимся образцам. Введена система открытых электронных торгов, чтобы сделать закупки прозрачными для общества и бизнеса. Казалось бы, производи и продавай, следи за качеством, соблюдай сроки поставок и зарабатывай сотни миллионов.

Не тут-то было.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку