В понедельник 28 июля стало известно, что Российская Федерация проиграла в суде спор на $50 млрд.  10 дней назад   трибунал международного инвестиционного арбитража по регламенту ЮНСИТРАЛ под эгидой Постоянного третейского суда в Гааге частично удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа к Российской Федерации и обязал РФ выплатить $50 млрд компенсации за незаконно изъятые активы нефтяного гиганта.

Но выиграть дело -  не означает получить компенсацию. О том, какие существуют возможности взыскать с России присужденную сумму, ЛІГАБізнесІнформ рассказал юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин.

Инвесторы под защитой

Сам по себе арбитражный спор о защите интересов инвесторов от государства по международному договору о защите инвестиций не представляет собой ничего особенного. Ежегодно в Гааге, Вашингтоне, Стокгольме, Париже и Лондоне рассматриваются десятки таких дел и, как в любых других судебных спорах, бывают случаи, когда выигрывает истец, а бывает - ответчик. Кстати, даже по "делу ЮКОСа" уже рассмотрено несколько подобных инвестиционных споров (RosInvest Co. против России, Quasar de Valores SICAV SA и другие против России). Конечно, в них фигурировали не такие заоблачные суммы, а более скромные - несколько миллионов долларов. И оба этих спора истцы выиграли, хотя громких сообщений в СМИ о таких решениях не было.

Однако даже победив в суде, пострадавшие далеко не всегда получают присужденную им сумму. Большинство стран добровольно выплачивает присужденную компенсацию (в их числе, кстати, и Украина - деньги по проигранным нашей страной делам инвестиционного арбитража перечислены инвесторам полностью или почти полностью). Другие принципиально отказываются исполнять решения арбитражей, и процесс взыскания задолженности затягивается на долгие годы. Классические примеры - Россия и Аргентина.

Оба предыдущих судебных спора акционеры ЮКОСа у России выиграли

Достаточно часто государство, проигравшее судебный спор, пытается достичь мирового соглашения с истцом - скажем, уменьшить оговоренную сумму компенсации взамен на немедленную выплату. Во многих случаях такое соглашение выгодно и пострадавшей стороне: не нужно тратить время и силы на принудительное взыскание долга. В данном случае подписание мирового соглашения между акционерами ЮКОСа и РФ, принимая во внимание общее негативное отношение РФ к инвестиционным арбитражам, крайне маловероятно. Поэтому истцам придется искать возможность принудительно взыскать присужденные деньги.

Отдай миллиард

Безусловно, арбитражное решение по делу ЮКОСа можно принудительно исполнить в любой стране, подписавшей Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года. Местный суд может принять решение об аресте имущества должника, его изъятии, реализации в счет долга. Тем не менее, на практике это может быть довольно проблематично.

Прежде всего, по арбитражному решению против государства взыскание должно обращаться именно на имущество государства, а не государственного предприятия или госкорпорации, пусть даже с госдолей в 100%. Иными словами, нельзя автоматически обратить взыскание на активы "Газпрома" или "Роснефти".

Читайте также: акционеры ЮКОСа готовы судиться с Роснефтью

При этом, практика показывает, что найти госимущество России за рубежом даже на несколько миллионов долларов может быть проблематично, не говоря уже о 50 миллиардах.

К примеру, немецкий инвестор Франц Седельмайер, получивший свое арбитражное решение на $2 млн против России еще в 1998 году, до сих пор его фактически до конца не исполнил, хотя в изобретательности по части исполнения ему не откажешь: Седельмайер пытался изъять предназначенные для РФ платежи за пролеты через российское воздушное пространство, арестовать жилой комплекс ФСБ в Кельне, имущество России на Ганноверской выставке, самолеты воздушного шоу в Берлине, и т.п.

Найти госимущество России за рубежом даже на несколько миллионов долларов проблематично, не говоря уже о 50 миллиардах

Вторая проблема - суверенный иммунитет. Даже если российское государственное имущество за пределами РФ и найдется, с большой вероятностью в местных судах оно будет защищено суверенным иммунитетом от взыскания (такое же правило есть и в Украине). Соответственно, взыскателю нужно будет найти не просто государственное имущество РФ, а активы, на которые не распространяется иммунитет, что еще сложнее.

В поисках справедливости

Есть несколько вариантов добиться справедливости и получить присужденные Гаагой деньги. Первый: найти покупателей на долги России. Если дисконт будет достаточно значительным (а при такой сумме решения можно себе это позволить), это привлечет массу желающих поискать российские активы как за рубежом, так и в своих родных странах. К примеру, долгом РФ могут заинтересоваться компании или частные лица, с которых Россия пытается получить значительные суммы по каким-либо судебным спорам. Или лица, заинтересованные в ограничении влияния России в какой-то стране: купив долг, они смогут арестовать российское имущество, товары, суда, добиться судебного ареста активов и т.п.

Активы Газпрома и Роснефти, Сбербанка и ВТБ не в полной безопасности - решением суда они могут быть изъяты в счет погашения долга

Второй путь - попытаться доказать, что к имуществу РФ как государства следует приравнивать имущество отдельных российских компаний с государственным капиталом. Юридически это довольно сложно и прецедентов в отношении России пока, видимо, не было. Тем не менее, такое приравнивание не является невозможным, если уровень контроля РФ за деятельностью конкретного предприятия достаточно высок, или предприятие используется с целью избежать взыскания на имущество государства, или в некоторых других случаях. То есть, теоретически, активы "Газпрома" и "Роснефти", Сбербанка и ВТБ не в полной безопасности - решением суда они могут быть изъяты в счет погашения долга.

Читайте также: Россия оспорит решения суда по ЮКОСу

Стоит отметить, что ранее у взыскателей имущества России не было ресурсов, сравнимых с теми, что сейчас есть у экс-акционеров ЮКОСа. Они имеют возможность привлечь к делу лучших юристов-международников с колоссальным опытом, да и сумма иска более чем существенна и является весомым аргументом продолжать спор. Так что, не исключено, что юристы инвесторов постараются доказать, что по сути российские корпорации-гиганты с многомиллионными активами за рубежом могут считаться "продолжением" российского государства, а значит - их активы можно арестовать и изъять по этому крупнейшему в истории арбитражному решению.

Автор - юрист юрфирмы  "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин