Принятый Верховной Радой 29 января и уже подписанный президентом Закон Украины "Об устранении негативных явлений и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний", названный законом об амнистии, является, в первую очередь, политическим документом. О его влиянии на общество написано и сказано уже немало, несмотря на то, что закону едва исполнились сутки. Я же хочу сказать о его последствиях для украинского права в целом.

Во-первых, стоит сказать, что это не совсем закон об амнистии. Дело в том, что амнистия - это освобождение от наказания лиц, которые осуждены - преступников, вина которых доказана. Закон же, помимо классической амнистии, предписывает закрыть уголовное производство, которое не завершено. Это - однозначная новелла. Что она означает? Люди, которые были арестованы - они виновны или нет? Это не праздный вопрос, учитывая то, что закон не снимает гражданской ответственности за поврежденное имущество, нанесенный ущерб здоровью и моральный ущерб. Сама формулировка "освободить от уголовной ответственности" как бы намекает, что ответственность-то есть. Нельзя ведь освободить от того, чего нет - это уже закон логики. Если продолжить эту линию, то получается, что к каждому, кто попадет под действие закона, может быть предъявлен гражданский иск, основанный, в том числе, на установленной законом вине в правонарушении.

Об амнистийных корнях закона говорит его преамбула, которую, похоже, мало кто прочитал. А там содержится весьма важный аспект. А именно, устанавливающий, что закон принят, руководствуясь принципом гуманизма. Эта, стандартная для законов об амнистии фраза является не просто прелюдией к основному тексту, а закрепляет принцип, которым должны будут также руководствоваться суды при применении и толковании закона. Мне неизвестно, согласны ли все стороны протеста с тем, что от уголовной ответственности их освобождают из соображений гуманизма, то есть по снисхождению, но я могу точно утверждать, что для закрытия уголовного производства, где нет подозреваемых (ст.3 закона), принцип гуманизма неприменим в принципе, прошу прощения за тавтологию.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку