Cейчас уже сложно понять, как именно начались столкновения на Грушевского. Если они, как утверждали лидеры оппозиции по состоянию на вчерашний день, и стали плодом  провокаций, то провокации эти явно вышли из намеченных берегов. В пиковое время на Грушевского находилось до 30 тысяч людей, до пяти тысяч из которых принимали активное участие в столкновениях. Причем, активисты праворадикальных организаций, если и были костяком и тараном, то точно не находились в большинстве. Основную массу составляли обычные люди, которых "просто достало". Провокация должна была дать повод для разгона Майдана. Но до Майдана в эту ночь руки силовиков так и не дошли - они оказались стянуты в правительственный квартал, принимать на голову коктейли Молотова.

Можно обвинять в провокациях праворадикалов либо активистов Автомайдана, которые призвали людей пойти на пикет Верховной Рады. Однако не стоит забывать, что в разворачивающейся уличной войне виновата прежде всего глухая власть. После принятия пакета репрессивных законов 16 января по интернету начал гулять показательный демотиватор: "Если за поджог дома депутата Кол...ко и за блокирование его дома светит 2 года, то зачем сдерживать себя?" Накануне очередного Вече 19 января стало понятно, что тысячи людей воспринимали воскресный митинг как последнюю возможность отстоять попранные права и свободы. Военная риторика была слышна накануне митинга - многие шли именно "на войну". Пассивность лидеров оппозиции явно не соответствовала настроению народа и активистов, которым по новым законам начало угрожать до 15 лет тюрьмы. Когда заканчивается политика - в дело вступает улица.

В итоге произошло то, о чем общество и политиков предупреждали несколько месяцев журналисты и эксперты - как только люди почувствовали, что им нечего терять, кроме возможности быть избитым и осужденным, протест перестал быть мирным. Это ставит перед политиками и государством ряд вызовов.

Когда заканчивается политика - в дело вступает улица

Реальным мирным способом урегулирования противостояния выглядит отставка Виктора Януковича, правительства, формирование нового большинства в Верховной Раде и перевыборы. И дело не в оппозиции, а в том, что яростная масса людей, которая с каждым днем будет готова идти на все большие крайности, попросту не воспримет другие форматы компромисса. Формирование комиссии Клюева-Портнова-Лукаш протестующие оценивают как вызов. Андрей Клюев воспринимается активистами как идеолог силового нажима на Майдан, Елена Лукаш заявляла о том, что милиция имеет право применять силу к митингующим, Андрею Портнову приписывают режиссуру законопроектов 16 января и роль координатора судебно-репрессивной вертикали.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку