История с подписанием соглашения об ассоциации Украины и ЕС из политического процесса превратилась в настоящее гадание на кофейной гуще. Подпишут - не подпишут, выпустят - не выпустят, проголосуют - не проголосуют, долетел до Москвы - не полетел… Со стороны все это выглядит довольно жалко - прежде всего потому, что демонстрирует нашим европейским партнерам, что никакого политического процесса, связанного со стремлением Украины к ценностям объединенной Европы, не было изначально. И именно поэтому, а вовсе не только из-за нежелания Виктора Януковича выпускать Юлию Тимошенко, Украина оказалась выставленной на посмешище перед всем цивилизованным миром.

Собственно, если бы у Украины действительно был ценностный интерес к Европе, никакой проблемы с делом Тимошенко вообще не возникло бы, потому что не было бы уголовных дел, управляемых из президентской администрации. И даже если предположить, что политические противники стали бы предъявлять бывшему премьеру претензии по поводу контракта, нарушившего монополию группировки Фирташа на газовом рынке нашей страны, они не могли бы расправиться с оппоненткой просто потому, что соответствующие статьи Уголовного кодекса были бы, по европейскому образцу, давно декриминализированы. И людей - от ведущих политиков до обывателей на интернет-форумах - цинично объясняющих нам, что от одного человека не может зависеть судьба целого народа - просто не существовало бы, а если бы они и появлялись, от них шарахались бы, как от прокаженных.

Но в Украине все вопросы привыкли решать с помощью калькулятора, успешно заменяющего нашему обществу и его политической псевдоэлите и Библию, и Конституцию, и европейские ценности. На протяжении почти года с калькулятором в руках высчитывали, где выгоднее - в Европе или в Евразии. Точнее говоря, кого проще будет обмануть - европейцев или россиян. Поскольку точного понимания нет - так как на самом деле не может быть никаких цифр в деле, связанном с ценностными ориентирами - стали считать иначе, уже отталкиваясь от Тимошенко: какой процент голосов ее освобождение отберет у действующего президента на выборах 2015 года? Вот все говорят - страх. А я говорю - подсчет. Конечно, результатов подсчета тоже можно бояться, но они все же первичны.

В Украине все вопросы привыкли решать с помощью калькулятора, успешно заменяющего нашему обществу и его политической псевдоэлите и Библию, и Конституцию, и европейские ценности

Именно потому, что в Киеве пытаются просчитать непросчитываемое, так судорожны тараканьи бега, именуемые здесь политикой. Именно потому, что среднестатистический украинец тоже тщится подсчитать выгоду от соглашения об ассоциации с ЕС, нет никаких многотысячных акций в ее поддержку. Если даже предположить, что в случае провала соглашения оппозиции и удастся, пускай не сразу, но собрать сторонников на многотысячные митинги и оживить политическую ситуацию в стране, это все же будут митинги не за Европу, а против Януковича. Потому что митинги за Европу - если бы в нашей стране жили европейцы - проходили бы уже сейчас и без всякой оппозиции.

Украина, которую от Европейского Союза сегодня отделяет лишь узкая полоса государственной границы, на самом деле отделена от стран ЕС цивилизационным рвом, глубину которого ее вооруженные калькуляторами жители и политики даже не способны осознать. А на востоке - сколько бы там пограничных столбов ни ставь - никакого рва нет, там все как у нас, да еще и нефть с газом. В этом-то и состоит трагедия украинской независимости: провозгласить государственность оказалось куда проще, чем наполнить ее смыслом цивилизационного выбора. Всякая попытка такого наполнения пока оборачивается кликушеством, ложью, балаганом и - калькулятором.

Виталий Портников, журналист