То, что украинцы радикально изменили свое отношение к российско-украинскому сотрудничеству, может показаться сенсацией. Еще недавно почти половина опрашиваемых была убеждена в том, что у нас хорошие, добрососедские отношения. Сегодня примерно такое же количество опрашиваемых - 42 процента - уверено, что отношения России и Украины - плохие и напряженные.

Однако,  этот результат вовсе не удивляет, более того - он демонстрирует, до какой степени российские пропагандисты и их пятая колонна в Украине не понимают ни сути современной украинской государственности, ни факторов, определяющих общественное мнение в нашей стране. Это в России отношение к тому или иному государству можно изменить с помощью нехитрых идеологических манипуляций. Грузия дружит с американцами! Украина хочет в НАТО! И опросы сразу демонстрируют, как меняется мнение российских граждан о соседях.

Украинское общество устроено иначе. Большей его части вообще не интересны исторические или геополитические приоритеты. Украинцы прежде всего хотят хорошо жить - именно поэтому, когда обсуждается вопрос о Европейском Союзе или интеграции с Россией, наблюдатели начинают лихорадочно подсчитывать цифры, а не говорить о ценностных категориях. Примат права, демократия, историческое наследие - все это уходит куда-то на десятый план, когда размышляют в привычных нам категориях "богато - не богато".

Но "торговая война" - вне зависимости от того, была она на самом деле или же россияне и группа "Росукрэнерго" провели репетицию будущего наказания Украины в случае подписания ею соглашения об ассоциации с Европейским Союзом - бьет в самое сердце украинского общественного мнения, потому что касается именно этой категории. Братская страна, говорящая о нашем общем прошлом, отказывается покупать нашу продукцию - и это, по словам ее же лидеров, может привести к значительному ухудшению уровня жизни у нас. Ничего себе братья!

Наш товар не покупают, потому что мы неправильно себя ведем, хотя товар нормальный, качественный - в этом случае начинает работать гордость
Даже газовые войны не могли столь катастрофически обрушить российский авторитет в глазах украинца. Потому что в газовых войнах мы выступали в роли покупателя, который оплачивал чужой товар - и общественное мнение всегда делилось на тех, кто был уверен, что Россия специально завышает цены и отказывается от поставок, чтобы держать нас в узде, и тех, кто считал, что за газ нужно платить. А здесь мы выступаем в роли нежелательного продавца. Наш товар не покупают, потому что мы неправильно себя ведем, хотя товар нормальный, качественный - в этом случае начинает работать гордость. Люди в целом устроены нормально: они болеют за свой двор, свою футбольную команду, свою продукцию. Конечно, безумцы есть в любом социуме - я часто сталкиваюсь в эфире русскоязычного американского радио со слушателями, которые мечтают о поражении Соединенных Штатов и накликают всяческие беды на империалистический блок НАТО, даже не замечая, что звонят из Нью-Йорка и являются обладателями американских паспортов. Но таких людей, как правило, меньшинство.

В 2004 году Владимир Путин, прибыв в украинскую столицу для поддержки тогдашнего кандидата от власти на президентских выборах Виктора Януковича, в прямом эфире заявил о продлении срока пребывания граждан Украины в России без обязательной регистрации. Не знаю уж, насколько это заявление помогло Януковичу, но с точки зрения укрепления образа России как благожелательного государства это был хороший ход - украинцам давали понять, что, в отличие от западных стран с их визовым режимом, Москва обеспечивает им "зеленую улицу".

За почти десятилетие, прошедшее после той поездки Путина, российское отношение к соседям изменилось - и изменилось кардинально. Москва больше не хочет играть роль благожелательной метрополии, она стремится стать самозваным жандармом постсоветского пространства - и ей совершенно не важно, как жители соседних стран станут относиться к ее действиям, потому что сами эти страны, судя по последнему интервью Путина, окончательно воспринимаются как историческое недоразумение. Такая картина мира, естественно, влияет на слова и действия  российской власти - а украинское общественное мнение является лишь зеркалом этих изменений.

Виталий Портников, журналист