Информация о том, что российская горнодобывающая и металлургическая компания Мечел Игоря Зюзина планирует продать Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ), появилась осенью прошлого года. Среди возможных покупателей упоминались Донецксталь Виктора Нусенкиса, а также крупные компании в сфере ломозаготовки - Евро Финанс и Укр Мет.

Результатом стало дежавю - предприятие вернул себе российский бизнесмен Вадим Варшавский, владевший им в 2008-2009 годах. Причем за символическую сумму в 2 тысячи евро.

Вероятность возвращения Варшавского была высока, поскольку он имеет опыт сотрудничества с Мечелом в производственных и финансовых вопросах. Впрочем, реально завод остается залогом у Альфа групп Михаила Фридмана. Альфа-банк - основной кредитор ДЭМЗа, и именно задолженность перед банком стала причиной ухода Варшавского.

Напомню, в 2008 году, незадолго до начала мирового финансового кризиса, основатель российского металлургического холдинга Эстар Вадим Варшавский купил ряд активов Istil Group, главным из которых был ДЭМЗ, у пакистанского бизнесмена Мохаммада Захура. Тогда эксперты оценивали сделку примерно в $700 млн. Уже в 2009 году Варшавский фактически утратил контроль над предприятием из-за  задолженности холдинга Эстар перед Альфа групп. В 2011 году Мечел выкупил ДЭМЗ у Варшавского за $537 млн, которые должен был выплачивать равными траншами до декабря 2018 года. При этом деньги по факту шли на погашение кредита Альфа-банку.

Цена сделки напоминает о недавней продаже пяти румынских метзаводов по $14 за штуку неизвестной компании

Что касается нынешней рыночной стоимости завода, она, по различным оценкам, составляет от $100 до 250 млн. Это значительно меньше, чем обошлось бы строительство такого предприятия с нуля. Но цену снижают долги перед кредиторами, общая ситуация в отрасли, а также проблемы с обеспечением сырьем (металлоломом), из-за чего ДЭМЗ работал вполсилы в 2012 году и был в итоге остановлен в ноябре прошлого года.

Символическая цена реальной сделки по заводу в 2 тыс. евро напоминает ситуацию с недавней продажей Мечелом пяти румынских метзаводов по $14 за штуку неизвестной румынской компании Invest Nikarom SRL. Тогда ряд комментаторов отмечал не вполне рыночный характер сделки, то есть фактическую реорганизацию активов внутри Мечела. Возможно, что подобный сценарий мы наблюдаем и сейчас, только в роли румынской компании выступает партнер Игоря Зюзина.

"Обратный выкуп" Варшавским предприятий у Мечела (помимо ДЭМЗа, Варшавский вернул также Ростовский электрометаллургический завод и предприятие Волга-ФЭСТ) позволит Мечелу сократить свою задолженность и улучшить котировки акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. В то же время, Варшавский теперь снова будет выплачивать долг Альфа-банку вместо Мечела (по оценкам российских аналитиков, около $380 млн. до декабря 2018 года).

Будет ли Варшавский стратегическим собственником, временным кризис-менеджером для подготовки ДЭМЗа к продаже реальному инвестору, или мы видим просто временную переуступку долга Мечелом своему многолетнему партнеру для улучшения своего финансового состояния, покажут действия нового старого владельца.

Андрей Попов, директор по развитию Kreston GCG