Отложенный вброс. Уроки выборов мэра Василькова

2 июня в Василькове проходили выборы мэра. Они стали одним из топ-событий украинского интернета, срезонировали не меньше, чем акции протеста в Турции или наводнение в Европе. Многие из тех, кто в выходные не заглядывал в Сеть и не включал телевизор, наверняка удивились - почему столько разговоров о 30-тысячном городке. История последних кампаний - президентских, парламентских, местных - показала, что Васильков, Белая Церковь и Ирпень являются своеобразными избирательными черными дырами Киевской области. Каждый раз кандидаты или отдельные политические силы именно здесь вооружались арсеналом пробелов избирательного законодательства, манипулятивных инструментов влияния на результаты волеизъявления, члены комиссий, преимущественно территориальных или окружных, особенно нагло игнорировали нормы законов, а за нарушениями не следовало надлежащей реакции со стороны власти, прокуратуры, иногда и Центризбиркома. Поэтому пропустить день голосования как кульминацию не просто резонансной кампании, а выборов, организованных в очень специфических условиях, было невозможно.
Кроме типичного арсенала средств и зафиксированных нарушений, которые могли свидетельствовать об организации каруселей, подкупе избирателей, безосновательной выдаче бюллетеней третьим лицам, голосовании вместо стариков, имел место специфический эпизод. Утреннее заседание участковых избирательных комиссий (УИК), которое по закону не может состояться раньше чем за 1 час до начала голосования, происходило преимущественно без наблюдателей и представителей СМИ. Их или не впускали до 8 часов утра, или сейф открывали без свидетелей, поэтому целостность пломб установить нельзя. Лично я прибыла на участок № 321281 в 7:22, а члены комиссии, с которыми мы провели следующий 21 час в одном помещении, сидели, как пионеры, за партами с бюллетенями и готовы были принимать избирателей. Вопрос первый: зачем заранее "якориться" за столом, у которого придется неотрывно проработать 14 часов подряд. Вопрос второй: почему наблюдатели только одного блока кандидатов смогли попасть на заседание?
На протяжении дня ряд фактов засвидетельствовал, что избирательной комиссией руководит обычный наблюдатель, что отдельные ее члены от разных кандидатов пребывают в родственных, дружеских и профессиональных связях. Она оказалась политически монолитной и не предусматривала плюрализма мнений и позиций. Никто не знал закона о выборах и не заглядывал в него ни во время голосования, ни при подсчете голосов. Поэтому "нельзя" или "можно" следовало отнести к категории правового фольклора.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.