Встретятся ли 18 мая в Киеве участники оппозиционной акции и сторонники Партии регионов, которых власть собирает на "антифашистский митинг"? Удастся ли избежать хаоса и не станет ли шествие, которое должно было стать доказательством стремления украинцев к демократии, еще одной остановкой на пути к авторитаризму? В своем противостоянии оппозиционной акции украинская власть сегодня полностью дублирует российский сценарий - когда у Владимира Путина убедились, что количество оппонентов, по крайней мере, в Москве, очень велико, в администрации президента России сделали ставку на "простых работяг" и альтернативные митинги, количество участников которых - даром что пришлось сгонять бюджетников со всей столицы - не уступало количеству пришедших на Болотную. Так в сознании российских граждан - во всяком случае, информационном - стала возникать картина "двух Россий" - большой, настоящей, путинской - и маленькой, озлобленной, оппозиционной, "болотной", к тому же переполненной разными там хулиганами и шовинистами. Разумеется, первая Россия с помощью правоохранительных органов просто обязана одержать победу над второй.

Но аналогия с Россией напрашивается не только тогда, когда речь идет о действиях украинской власти. Аналогия с Россией напрашивается и тогда, когда речь идет о действиях украинской оппозиции. Российских оппозиционеров подвело отсутствие какой бы то ни было реалистичной общей программы действий. Учитывая то, какие разные силы собрались под оппозиционными флагами - от сторонников либеральных преобразований до откровенных национал-радикалов - о такой программе действительно приходится только мечтать. Но оппозиция могла бы выработать хотя бы несколько конкретных требований и настаивать на их выполнении. Фальсификация парламентских выборов - так проводить акцию за акцией до пересчета голосов. Отставка Путина - так и требовать отставки нового старого президента на каждом митинге. Но оппозиционные требования менялись раз от разу - в то время как власть и не собиралась исполнять предыдущие - и в результате пар оппозиционных настроений в России ушел в свисток, в "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

Аналогия с Россией напрашивается не только тогда, когда речь идет о действиях украинской власти. Аналогия  напрашивается и тогда, когда речь идет о действиях украинской оппозиции

Украинские оппозиционеры также рискуют повторить опыт российских коллег. Общую программу развития страны они написать не могут - опять-таки из-за своей абсолютной разношерстности. Ведь дело не только в том, что у Партии регионов и оппозиции различное представление о будущем Украины. Представления УДАРа и Свободы могут отличаться еще больше - и еще больше могут отличаться представления внутри Батькивщины.  Но и это не самое страшное. Самое страшное в том, что оппозиция не может сформировать конкретную программу требований, которая объединила бы ее сторонников - и бороться за ее исполнение от митинга к митингу. Причем не просто не может - а и не хочет. Создание такой программы помешает бесконечному корпоративному торгу внутри украинской политической элиты, когда на фоне митингового и телевизионного противостояния продолжается "притирка" различных кланов внутри власти и внутри оппозиции, а также борьба между ними, когда уже и не разберешь, кто друг, а кто враг.

Понятно, что украинцы, которые приходят на оппозиционные митинги, не могут выходить на улицу исключительно из чувства нелюбви к власти - им, как и россиянам, нужен хотя бы приблизительный ответ на вопросы "что делать?" и "что дальше?". А поскольку этих ответов нет, украинский протестный пар рискует также уйти в свисток, как и российский. При этом для огромной части граждан страны, живущей в плену пропаганды больших телевизионных каналов, настоящей Украиной останется страна "антифашистской акции", страна простых работяг юго-востока, желающих трудиться, а не митинговать, и идти в Европу с Тимошенко в тюрьме - это Украина второго срока Януковича.

Виталий Портников, журналист

Инфографика: Стенка на стенку. Как в Киеве оппозиция и власть поведут свои колонны